Анатолий Сазонов: ни работу свою не поменяю, ни город - Новости Новомосковска - самые свежие и актуальные новости
Фото: пресс-служба городской администрации

Анатолий Сазонов: ни работу свою не поменяю, ни город

Анатолий Дмитриевич Сазонов — личность в городе известная. 46 лет назад он основал и возглавил ансамбль эстрадного танца «Юность». За это время через коллектив прошли 20 тысяч танцоров разного возраста. На днях художественный руководитель ансамбля, Заслуженный работник культуры России, Почетный гражданин г. Новомосковска Анатолий Сазонов отметил 70-летний юбилей.

Программа этого самобытного коллектива насчитывает более двухсот танцев – оригинальных по своему исполнению, искрометных и современных по духу, в композициях которых запечатлены многие хореографические черты народов мира. Такие танцевальные композиции, как «Калинка», «Кадриль», «Танго», «Канкан», «Джамба», «Кантри» и многие другие на протяжении многих лет остаются популярными у зрителей.

— Анатолий Дмитриевич, как создаётся номер?

— Просто. Смотришь по телевизору какой-нибудь номер, коллектив выступает — понравилось. Выбираешь основу, остальное все переделываешь. Мы выступали на XXII Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве в 1985 году. Ко мне подходит Борис Санкин, худрук тульского коллектива «Ритмы планеты», спрашивает: «Где ты эти танцы берешь?» — «Да у тебя своровал». «У меня ничего похожего нет». Потом присмотрелся: «Слушай, и правда». «А ты где берешь?» — «Так же как и ты, подсмотрел — французский балет за основу взял, потом еще что-то…»

Бывает, сидишь, музыку хорошую слушаешь, так хорошо, вдохновенно… и уже на нее движения накладываются.

— Любой человек может в танце раскрыться? Как вы танцоров отбираете?

— У меня есть детская группа с бесплатным обучением. Родителям так и говорю — если ваш ребенок способен, мы берем его, если нет, извините, можете в другие кружки идти. Родители воспринимают без обид.

— Желающих много?

— Много, но я особо много сейчас не беру.

— Ковидные годы, карантин как-то сказались на работе коллектива?

— Приспособились он-лайн заниматься, давали задания по видео выучить движения. А потом приходили на репетицию, когда все прошло, и показывали, что выучили. Все группы так работают.

В начале пандемии были с концертами в Индии (Дели, Мумбаи) на гастролях. Предварительно звоню туда в наше посольство, спрашиваю, как там у вас дела с коронавирусом. Да какой там коронавирус, говорят, тут своей заразы полно. В общем, отработали без сучка и задоринки, хотя юг и восток страны были уже охвачены эпидемией.

— Кто-нибудь из членов вашей семьи увлекался танцами?

— Мой старший брат танцевал в Оренбургском хоре. В моей семье танцами увлекались дочь и сын. Внучка танцевала, внук и сейчас танцует, учится в политехническом, приезжает на репетиции. Мои родители не танцевали, мама рано умерла, а у отца я не наблюдал любви к танцам. Но сам я с детства танцы люблю, рассказывали, услышу музыку и, что называется, уже наяриваю.

— Где вы берете костюмы?

— Спонсор наш Проктер энд Гембл даёт деньги, а шили мы в местном городском ателье у одного и того же мастера постоянно.

— Какой номер вы считаете самым удачным в исполнении коллектива?

— Номер называется «Царская Россия». Девушки одеты в бальные платья, которые в определенный момент загораются, если нажать на кнопку. У парней — мундиры военных времён царя Александра I. Танец в стиле вальса. Очень эффектно танец смотрится.

— Как принимают костюмы в мусульманских странах, ведь одежда часто открытая, юбки у девушек короткие?

— Нормально принимают. Мы 10 раз гастролировали в Тунисе — мусульманском государстве. Объездили его вдоль и поперёк. Вначале, было дело, на выступления девчонки крутанутся, публика гудела, ооо, юбку видно! Шумели, радовались экзотике. А потом, когда стали приезжать почаще, тунисцы привыкли к этому, уже нормально воспринимали.

— Кем из учеников гордитесь?

— Горжусь Денисом Ляпиным, это балетмейстер. Сейчас он в колледже культуры в Туле преподает, работает в Театре юного зрителя балетмейстером, режиссёром, актёром, постановщиком. Невероятно талантливая, творческая личность.

— Кто из новомосковцев известных танцевал в «Юности»?

— Сергей Ключников, сейчас возглавляет ледовый дворец «Юбилейный», директор школы № 4 Юрий Белов.

— Вы всех своих учеников помните?

— Практически, всех. С 1976 года, как существует ансамбль, около 20 тысяч танцоров через коллектив прошло. Основной костяк, которые пашут, конечно помню. Периодически встречаемся на днях рождения.

— Каков «срок жизни» танцора в коллективе?

— Раньше был больше: приходили семиклассники и выступали до окончания школы. Потом поступали в наш вуз — и еще 5 лет танцевали. Сегодня с этим сложно. После школы много разъезжаются по вузам: Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Казань, Воронеж…

— Мы с вами вместе были в Гаджиево Мурманской области, где базируется наша подводная лодка «Новомосковск». Хорошо помню, каким ярким пятном была «Юность» среди серых сопок городка моряков.

— Помню эту поездку. Но в связи с визитом на подшефную подлодку вспоминается случай, произошедший с нами в Непале, куда мы приехали с гастролями. Там был организован мастер-класс по русской кухне с дегустацией. Подходим к столу с явствами, накладываем себе вкусности. Повар спрашивает, вы откуда. Мы — из Новомосковска. Парень — о, а я на подводной лодке служил «Новомосковск». В Гаджиево? Да. Командира Глушкова помнишь? Да, я при нем служил. А мы там в ДК выступали с ансамблем. Помню, говорит. Вот так, за тысячи километров встретились на общей теме, практически родные люди.

— Какое ваше самое яркое воспоминание о гастролях?

— Когда мы были с гастролями на Камчатке. В составе агитсудна от ЦК комсомола давали концерты прям на палубе корабля, а зрители «пришвартовывались» рядом. Было интересно. И вот проходим мимо Командорских островов. Я слёзно жалуюсь капитану: так, мол, и так, всю жизнь мечтал хоть одним глазком взглянуть на Командорские острова… А тогда они были закрытыми, попасть можно было только после разрешения. Требовалось послать запрос в Петропавловск-Камчатский, оттуда — запрос в Москву и только потом ответ. Но капитан позвонил. И нам разрешили! Москва дала добро. Мы приехали на Командорские острова, в маленький городок Никольский, дали концерт. Был аншлаг. Местные радовались несказанно. Спрашиваем, почему? Они: «Вы понимаете, что вы — вторые артисты, которые сюда с концертами приехали! Первой была Зыкина в 1961 году».

Потом на память в подарок каждому дали по трёхлитровой банке икры и по огромной рыбе кежуч.

— Вы постоянно работаете с Министерством иностранных дел. Почему?

— Работаем с нашим МИДом тесно по зарубежным гастролям. Спрашиваю у них, почему все время нас посылаете? А вы, отвечают, проверенные люди: сколько работаете — ни одного замечания, ни одного срыва концерта. Другие приезжают — то напьются, то побьют в гостинице, то украдут. А у вас дисциплина, вы — люди проверенные, с вами легко работать.

— Вы считаете себя успешным человеком?

— Да, ну какой я успешный? Я — обычный человек, который делает своё дело.

— Но вы же добились, чего хотели в своей жизни…

— Я не планировал чего-то добиваться… Просто работал. Самое главное, чтобы ансамбль гастролировал, иначе, ради чего мы работаем? Мы весь мир объездили благодаря гастролям, которое Министерство иностранных для нас организовывало. Недавно вот прислали приглашение в Сингапур в августе, в Шри-Ланку поедем в октябре, в Индонезию в декабре.

— Вы себя представляете в другой профессии?

— Нет.

— А если бы был второй шанс жизнь прожить, вы что-нибудь изменили?

— Нет. Я когда из армии пришел, тут (в коллективах ДК — прим.ред.) всё было занято уже, в ДК химиков танцы вёл Сергей Смирнов, в ДК строителей — Николай Капустин. Пошёл работать на комбинат электриком, отработал там два года. Потом на Шамотый, по образованию я электро-газосварщик. Очень тянуло в танцы, но я не унывал и дождался «своей работы». Больше в своей жизни я не изменял ни работе, ни городу.

Соблазняли меня Севастополем и Москвой. В Севастополе предлагали 2-комантную квартиру и ставку балетмейстера бальных танцев в местном ДК. Отказался. На следующий год приезжаю опять к родственникам, зашел проведать во дворец, директор — трехкомнатную! Я — нет, нет, не могу, у меня есть любимый город, где я живу, мне он нравится. И снова уехал.

В Москву раза три приглашали. Первый раз в цирке работать с кордебалетом. Потом в ДК одном. Предлагали квартиру, возле метро Щёлково. Квартира была не ахти какая, но всё-таки это Москва. Для нас — провинциалов, практически дар небес. Но решил, что лучше буду в Новомосковске первым парнем. И снова вернулся.

И ни о чём не жалею.

Юлия Кирюхина

Фото: пресс-служба городской администрации, архив героя публикации и личный архив автора.

Автор новости redactor1