Аналитики hh.ru проанализировали резюме женщин и их приглашения на вакансии, и выделили основные тренды гендерного равновесия на тульском рынке труда.
Резюме женщин – доля не меняется
За прошлый год соотношение резюме женщин и мужчин не изменилось – их доля составила 49%. Прирост женщин равняется 0% к показателям 2022 и 2023 гг. В 2023 году количество резюме составило 18 350, в предыдущем году – 19 416.
Стоит отметить, что прирост резюме женщин произошел в молодой возрастной категории – на 18% по сравнению с 2022 годом стало больше резюме женщин в возрасте от 14-18 лет и на 25% выросло количество резюме женщин от 61 года. Также, количество резюме женщин в возрасте от 51 до 60 увеличилось на 12%. Так, резюме соискательниц в возрасте от 19 до 30 лет за год стало меньше на 14%, уменьшилось количество резюме женщин и в возрасте 31-40 на 7%.
Ярко выраженными «женскими» профобластями на тульском рынке труда являются управление персоналом и тренинги (82% женских резюме), финансы, бухгалтерия (78%), наука, образование (75%), административный персонал (75%), медицина, фармацевтика (71%), розничная торговля (68%), искусство, развлечения, массмедиа (66%) и страхование (66%).
При этом женщины активно наращивают свое присутствие и в сферах, относящихся преимущественно к мужским. Наибольший прирост резюме женщин за год произошел в сферах стратегии, инвестиций, консалтинга (+14%), сельского хозяйства (+12%), добычи сырья (+10%) и информационных технологий (+9%). Доля женских резюме в рабочих и производственных профессиях за год хотя и прибавила 1 п.п., но остается невысокой – 13% и 20% соответственно. В Тульской области в целом сохраняется гендерное равновесие среди соискателей.
Приглашения женщин на работу – компании активизировались
В то время как рост физического присутствия женщин на рынке труда был ограничен объективными факторами, провоцирующими дефицит кадров, работодатели в течение года явно сфокусировались на привлечении женщин. Так, в 2023 году число приглашений женщин, отправленных работодателями на свои вакансии, на 52% превысило приглашения мужчин (442 тыс и 291 тыс. соответственно). Темпы прироста приглашений также были выше в отношении женщин в 2022 году: +40% женщинам по сравнению с мужчинами.
Работодатели нарастили отправку приглашений женщинам темпами, опережающими приглашения мужчин во всех возрастных когортах: с 14 до 18 лет – на 81% (сравнивается 2022/2023 гг.), с 19 до 30 лет – на 41%, с 31 года по 40 лет – на 45%, с 41 до 50 – на 60%, с 51 до 60 – на 88%, с 61 и старше, аж на 130%. Количество приглашений для женщин по сравнению с 2022 годом увеличилось на 53% (442 тыс. и 288 тыс.), приглашения для мужчин увеличились лишь на 41%.
Фундаментальный фокус на приглашения женщин работодатели сохраняют на свои вакансии на позиции в HR (90% доля приглашений женщин), в бухгалтерии (87%), в сферах науки и образования (87%). На позиции высшего менеджмента женщин стали приглашать в два раза чаще, чем в 2022 году, в консалтинг – на 64% чаще, в сельское хозяйство – на 50%, в ИТ – на 42%, на рабочие и производственные позиции – на треть чаще.
Зарплаты – «женский демпинг» сохраняется
Исследование показывает, что женщины по-прежнему занижают свои зарплатные ожидания. В прошлом году они просили зарплату на 22,5 тыс. рублей меньше, чем мужчины – медиана зарплатных ожиданий у женщин 51,5 тыс. рублей против 74 тыс. рублей у мужчин. Существенный разрыв (38 тыс.) характерен для женщин в возрасте от 41 до 50 лет — 61,2 тыс. против 99,2 тыс. у мужчин в том же возрасте. А минимальный разрыв (5 тыс.) в ожиданиях по зарплате – у женщин в возрасте 14-18 лет.
Такая пессимистичная ситуация характерна для всех профобластей, кроме высшего менеджмента – на управленческих позициях женщины запрашивают в среднем на 5 тыс. рублей больше, чем мужчины. Самая существенная разница не в пользу женщин в сферах добычи сырья (57,5 тыс. руб.), консалтинга (47,8 тыс. руб.), сельского хозяйства (41 тыс. руб.), медицины (36,4 тыс. руб.) и ИТ (35,3 тыс. руб.). Минимальная разница – в строительстве (1,5 тыс. руб.) и искусстве, развлечениях, массмедиа (2,5 тыс. руб.).