Александр Скуднов о колледже, оркестре и увлечениях

Новый герой нашей рубрики «Город в лицах» — директор Новомосковского музыкального колледжа имени Глинки, заслуженный работник культуры РФ – Александр Скуднов.

Александр Валентинович, почему вы решили стать музыкантом? Ваши родители имели отношение к музыке?

Я родился в семье простых рабочих, никакого отношения к музыке они не имели. Кстати, я коренной новомосковец, родился и всю свою жизнь прожил здесь. Жили мы с родителями и братом в Западном поселке, поэтому учился я в третьей школе. Детей в нашем районе было так много, что мы учились в четыре смены. Позднее было построено новое большое здание школы №8 и часть детей перевели туда. Так что заканчивал я уже восьмую школу. В те годы баян пользовался очень большой популярностью. Он звучал повсюду: в домах, на улице, на радио и телевидении. Поэтому мне очень хотелось научиться игре на баяне и родители отвели меня в музыкальную школу. Тем более что баян у нас дома уже был. Сначала на нем хотел научиться играть мой старший брат, но ему быстро разонравилось, и он это дело бросил. А мне наоборот, очень нравилось учиться в музыкальной школе, мне достался замечательный педагог и я занимался с удовольствием. К слову сказать, школа тогда находилась в музыкальном училище на первом этаже и в подвале. Отдельное здание появилось намного позже.

Помимо баяна я занимался спортом, правда непрофессионально – гоняли с пацанами в футбол и хоккей, катались на лыжах. Не забывал про учебу. Учился я хорошо и мои школьные учителя даже отговаривали меня от поступления в музыкальное училище, но я чувствовал, что это мое, и после 9 класса из школы ушел и поступил в музыкальное училище Новомосковска. Училище я окончил успешно и решил продолжить свое музыкальное образование – поступил в Казанскую консерваторию. Чтобы не сидеть на шее у родителей, я решил учиться на заочном отделении и параллельно работать. По распределению я попал в грицовскую музыкальную школу. Проработал я там всего два года и меня призвали в вооруженные силы. А когда вернулся из армии, оказалось, что директора школы перевели в другой город и мне предложили возглавить музыкальную школу в Грицово. Тогда она была совсем маленькой, в штате – директор и пять преподавателей. За те 10 лет, пока я работал директором, коллектив увеличился в три раза. Когда я уходил, в школе были все необходимые инструменты, 15 преподавателей и море детей.

Получается, в этом году исполнится 30 лет с тех пор как вас назначили директором Новомосковского музыкального колледжа?

Да, пришел я сюда в 1992 году, а уже в 93 создал симфонический оркестр. И тогда я понял, что для того, чтобы руководить оркестром, мне необходимо получить дополнительное образование, поэтому я поступил в аспирантуру на дирижера. Мне невероятно повезло, на стажировку я попал к выдающемуся дирижеру — Фуату Шакировичу Мансурову. Он преподавал в Казанской консерватории, и мне посчастливилось быть его учеником.

За 30 лет многое изменилось?

Очень многое. Когда я только сюда пришел, очень разочаровался. Я ушел из, пусть небольшой, но чистой и ухоженной школы. А колледж выглядел убого и снаружи и внутри. Фасад весь обшарпан, ремонт не делался ни разу. В общежитии на кроватях было невозможно спать. Денег в администрации города на новые кровати мне не дали, и тогда я предложил мэру города Станиславу Шеденкову так сказать сделку. В то время Березовая роща полностью заросла молодняком, пройти было невозможно. И я предложил взамен на новые кровати расчистить рощу. Шеденков согласился, и мы всем колледжем взялись за работу. Каждый принес из дома кто что мог – пилы топоры и целую неделю мы вырубали молодняк. Тогда студенты были более отзывчивые, чем сейчас. Никто не говорил, — «а почему я? я не должен этим заниматься». Это было общее дело, и мы делали его вместе. В итоге мы сделали доброе дело для города, а город подарил нашему общежитию новые кровати.

В 1995 году наш колледж начал проводить всероссийский конкурс имени Гнесиных. Впоследствии он стал традиционным. Правда, в конце 90-х мы были вынуждены сделать перерыв, потому что дела шли совсем плохо. Нам повезло, что на хозрасчете в то время у нас учились китайцы и платили в долларах. Потому что с рублем тогда творилось непонятно что, и доллары для колледжа были настоящим спасением.

В конце нулевых колледжу должно было исполниться 50 лет. Тут я задумался, почему у других колледжей есть имена, а у нашего нет. И я решил написать письмо на имя губернатора с просьбой присвоить нашему учебному заведению имени Глинки, тем более что еще при строительстве училища рядом со зданием был установлен одноименный памятник. На что у меня спросили, почему именно Глинка? Ведь он не имеет никакого отношения к Новомосковску. Это был очень странный вопрос, ведь Глинка умер задолго до строительства нашего города, само собой он не имеет к нему отношения. Но почему тогда в Новосибирске есть консерватория имени Глинки, ведь в Новосибирске он тоже не был. Колледж имени Глинки есть и в Минске, хотя и там композитор не был ни разу. И меня попросили обосновать, почему наш колледж должен носить именно это имя. Пришлось придумывать. Я написал, что Глинка был дружен с Даргомыжским и приезжал в его усадьбу, которая находится в Тульской области. Мне поверили, и к 50-летию колледжа мы получили имя известного композитора.

Ваш симфонический оркестр известен не только в Новомосковске. В нем играют профессиональные музыканты?

Совсем нет. Изначально оркестр создавался только из студентов колледжа, и так продолжается и по сей день. Поэтому состав постоянно обновляется. Выпускники уходят и им на смену приходят первокурсники. И так каждый год. Новички буквально за пару месяцев встают в строй нашего оркестра.

Мои коллеги не верят мне, пока не увидят и не услышат сами, что у нас есть настоящий симфонический оркестр. После нашего выступления в Саратовской консерватории я разговаривал с коллегами, и они искренне удивлялись как такое возможно. Никто не верит, что дети могут так играть. А они играют, причем каждый год новый состав.

В этом году оркестр получил Грант президента. Мы решили провести серию бесплатных концертов в различных уголках нашей страны, но на это нам нужны были средства. Для выступлений выбрали именно малые города, в которые никогда в жизни не приедет симфонический оркестр: Михайлов, Пронск, Кашира, Венев, Богородицк и Ефремов. Грант нам одобрили, и мы объехали со своей концертной программой все эти города. В Пронске с населением 4500 человек зал был забит битком. Люди были просто в восторге, некоторые даже плакали, предлагали приехать еще.

Возвращаются ли выпускники вашего колледжа в родные пенаты?

Не так много как хотелось бы. Я, как могу, привлекаю на работу молодых специалистов. Первые пять лет плачу надбавки, лишь бы удержать молодежь. Если не стимулировать, все уезжают в Москву. Сначала поступают в консерваторию и потом уже не возвращаются.

Музыка занимает большую часть вашей жизни, А чем еще вы увлекаетесь?

Самое большое увлечение это конечно книги. Всю свою жизнь я читаю, особенно люблю историческую литературу. Очень люблю путешествия. Куда бы мы ни приезжали с оркестром, я обязательно вожу студентов по главным достопримечательностям. Не всем ребятам подобные экскурсии интересны, но я понимаю, что это пойдет им только на пользу.

Автор новости Ольга Тельнова

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подписывайтесь на наш Telegram, там самая оперативная информация


#новомосковск

Новости Новомосковска, самые свежие и актуальные новости Тульской области и не только: политика, экономика, происшествия, культура и спорт.


«Поделиться»