Когда речь заходит о соблюдении режима дня, многие люди уверенно говорят: «Я все об этом знаю! Рано ложиться, рано вставать, вовремя есть». А что значит «вовремя и правильно»?
Режим дня ребенка — это определённая продолжительность отдыха и сна, регулярное и рациональное питание, выполнение гигиенических мероприятий. Итак, зачем детям режим дня?
Режим — залог более спокойного поведения и самочувствия ребенка в течение дня. Режимные мероприятия — залог низкого количества чрезмерных реакций: истерик, внезапной сонливости или бодрости в час ночи и т. д.
У детей первых трех лет жизни режим дня изменяется наиболее часто. Это связано с изменениями числа приемов пищи, продолжительностью ночного и частотой дневного сна. Распорядок дня направлен на воспитание и способствует росту, физическому и психологическому развитию, укреплению здоровья.
Дети дошкольного возраста отличаются повышенной утомляемостью. Для них характерна неустойчивость нервных процессов и быстрая истощаемость нервной системы, что является одной из причин капризов. Чередование различных видов деятельности помогает поддерживать хорошую работоспособность в течение дня. Смена деятельности приводит к активизации различных зон коры головного мозга, поэтому у ребенка поддерживается тонус и не возникает выраженной усталости.
Дети школьного возраста не всегда соблюдают режим дня, так как сами еще не в состоянии контролировать его, а взрослые относятся к ним иногда попустительски. Дети могут увлечься мультфильмами, долго играть в компьютерные игры. Все это дестабилизирует их психику и является причиной непослушного поведения по вине родителей.
Режим развивает навык планирования и ожидания, а также увеличивает то самое базовое доверие к миру. Есть предсказуемые события, и они происходят так, как родители говорят. Обед днем, купание вечером. А зоопарк в воскресенье, и этого можно дождаться, а не начинать просить прямо сейчас.
Режим дня ребенка помогает организовать и жизнь взрослых. Если с уверенностью можно предсказывать, к какому часу ребенок проголодается, когда заснет и проснется, можно планировать дела, встречи, визиты.
Согласно наблюдениям, ребенок готов к началу введения режима дня примерно в возрасте 3 – 4 месяцев. К этому времени малыши обычно имеют установившиеся привычки по времени сна и кормления.
Важно! Далеко не каждый малыш в раннем возрасте готов к режиму. Если он не может следовать пока маминым установкам, надо отложить начало приучения и следить за его развитием. И, конечно, если кроха нездоров, то не стоит нагружать его организм еще и расписанием.
Режим дня — база, а не строгий отсчет с секундомером. И время приема пищи, сна, и сами мероприятия должны адаптироваться под потребности ребенка. Не стоит заставлять ребенка все делать точно по расписанию, непрерывно следя за часами. Иногда нужно учитывать сложившуюся ситуацию и позволить ребенку еще 5-10 мин поиграть, договорившись, что затем он обязательно уберет игрушки, или перенести прогулку на другое время из-за дождя, чуть раньше или позже накормить, если ребенок приболел и у него изменился аппетит. Взрослые могут проявить гибкость и решить, что важнее в данный момент для воспитания и здоровья ребенка, а жизненный опыт и мудрость им в этом помогут.
Помочь ребенку приспособиться к соответствующему возрасту режиму дня можно следующим образом. Предупреждайте ребенка за 10-15 мин о том, что пора заканчивать игру, выключать телевизор, собирать игрушки и ложиться спать. По истечении данного времени проверьте, чтобы ребенок все сделал, помогите ему при необходимости. Не нужно поддаваться его просьбам поиграть еще немного. Если ребенок достаточно взрослый и самостоятельный (сам раздевается, чистит зубы и т.д.), то выполнение этих действий помогает ему настроиться на сон.
По мере роста малыша режим будет меняться, но заложенная основа — чередование в определённом порядке и ритме всех форм деятельности — сохраняется на всю жизнь.
Педагог-психолог ГУ ТО СРЦН № 3 Мария Филимонова