20 апреля 1841 года в филадельфийском журнале «Graham’s Ladies’ and Gentlemen’s Magazine» был опубликован первый в истории литературы детективный рассказ «Убийство на улице Морг» американского писателя Эдгара По. Действие происходит в Париже, где на улице совершается зверское убийство двух женщин, а главным героем является эксцентричный частный детектив, который и проводит расследование.
Именно с этого произведения принято начинать отсчёт развития детективного жанра. Далее По написал еще несколько рассказов в данном жанре — «Тайна Мари Роже», «Похищенное письмо» и другие.
Рассказ По был не только первым, но, как многие критики полагают до сих пор, еще и лучшим детективом. Сам термин «детектив» появился лишь четверть века спустя, а свои новеллы сам автор называл «логическими» или «рассказами об умозаключениях». В них имеется начальная загадка, которая раскрывается через сложный и таинственный процесс, соединяющий интуитивную логику, наблюдение и проницательный вывод.
Хотя и до этого времени некоторые авторы использовали отдельные элементы детектива в своих произведениях, но именно По удалось соединить в своем творчестве все эти влияния: в пяти новеллах из его обширного наследия разработаны все основополагающие принципы, которым в последствии следовали авторы детективной литературы.
Писатель создал не только новый жанр, но его основную схему — «загадка — расследование — объяснение», и его основные сюжеты, которые и ныне используются в детективной литературе. Это и бытовая разборка, и маньяк — убийца, и шантаж, и «шпионские игры». Также По изобрел классические приемы детективов, такие как — «подсадная утка», подбрасывание улик, двойная игра, ложный след…
Талантом Эдгара По восхищались Бодлер, Дойл, Честертон, Бальзак, Сименон, Достоевский, Бальмонт, Брюсов…
…И все истинные поклонники детектива, в том числе и в России, где рассказ «Убийство на улице Морг» был впервые напечатан в журнале «Сын отечества» в 1857 году под названием «Загадочное убийство». Сегодня произведениями детективного жанра зачитываются миллионы читателей.
Великий поэт, великий писатель и великий мистик, По стал таковым только после смерти. При жизни же его сопровождала слава картежника, дебошира и горького пьяницы. Скончался писатель в нищете и одиночестве — его окоченевшее тело нашли на одной из улиц Балтимора. Несмотря на то, что произведения Эдгара По выходят огромными тиражами, браться за их перепечатку у издателей считается плохой приметой. То же самое можно сказать и о фильмах по его рассказам: немногие, рискнувшие это сделать, достигли ожидаемых результатов.