Первое сентября 1983 года. Торжественная линейка в только что построенной средней школе № 12 на улице Молодёжной в новом микрорайоне Новомосковска. Самая массовая школа в городе по количеству учеников — сотни празднично одетых школьников с цветами, родителями. Шум, музыка, первый классный час в новых кабинетах.
По школьному коридору на высоченных шпильках вышагивает молодая эффектная девушка. Узкая талия затянута в широкий пояс, строгая, но одновременно дерзкая юбка, летящая блузка и такая же летящая походка. Копна каштановых волос напоминает львиную гриву, в руках — кипа бумаг формата А4. Это Любовь Николаевна Маркова — бывшая старшая вожатая, таким же уверенным твердым шагом шагнувшая в заместители директора по воспитательной работе. Её шаги ещё долго слышны в переходе с деревянным полом. Мы, маленькие первоклашки, первые ученики обновленной школы № 12, стоим под впечатление от этой яркой учительницы русского языка и литературы, которая спешит на свой первый в учебном году урок.
Такой же я ее и встретила спустя почти 40 лет. Время чуть тронуло прическу, лицо, цвет волос, но абсолютно не коснулось блеска в глазах — они по-прежнему горят любовью к работе и энтузиазмом, которого со временем, кажется, стало больше.
На фотографиях последнего звонка-2022 при беглом взгляде её почти не отличишь от выпускников — Любовь Николаевна всегда тонко чувствовала моду. Её наряды — отдельная тема. Она всегда, как сейчас говорят, «на стиле», кроме того, никогда не позволит себе появиться перед учениками неухоженной, в мятом костюме или вытянутой кофте. И до сих пор носит каблуки, хоть и реже.
Её биография — классический пример того, как человек сделал себя сам. И дело не в престижности занимаемой должности — она поднималась по карьерной лестнице и выше. Главное — добиться высот в собственном сознании и в глазах любящих тебя людей.
Из лётчицы — в вожатую
В детстве Люба Денисова (девичья фамилия Л.Н. Марковой — прим. авт.) мечтала стать военной летчицей, хотела защищать Родину. В родном селе Меньшой Колодезь в Липецкой области к будущей профессии готовилась серьёзно, устраивала себе испытания высотой — прыгала в 11-метровую яму, с горящими глазами ходила в военкомат писать заявление. Но в ведомстве энтузиазм Любы остудили, сказав, что девушек в военные не принимают, поэтому с профессией лётчицы пришлось распрощаться.
Была мысль стать геологом — тоже романтическая профессия, но и геологом не сложилось.
Выбор профессии определил случай с учителем сельской школы, который несправедливо отнесся к подруге. Поставил ей двойку, а другой такой же девочке, которой решить задачу помог класс — четверку. Сидевшая на первой парте Люба перегнулась через стол и ткнула пальцем в классный журнал: «Александр Иванович, я не поняла, за что вы Ольге 4 поставили? За то, что мы всем классом ей задачу решили, а она за нами записала? Так и Надя могла бы… Вы несправедливы!». Учитель схватил журнал и в сердцах выпалил: «Денисова! Вот когда будешь учителем, тогда и будешь оценивать своих учеников, а сейчас я — учитель». Люба Денисова ответила — буду, но буду справедливым учителем.
Всесторонняя развитость и интерес практически ко всем школьным наукам проявился у Любы со школьной скамьи. Девочка училась в интернате — непростом, с уклоном на изучение иностранных языков. Заведение считалось престижным: там преподавали английский, немецкий, французский, испанский языки — по пять часов в неделю. Правила были строги: к примеру, возле кабинета английского языка разрешалось говорить только на английском.
Неугомонная Люба показывала отличные результаты и в спорте, занималась акробатикой, легкой атлетикой. В один момент даже участвовала в соревнованиях под чужим именем, потому что под своей фамилией по возрасту не проходила, а спортивные результаты не хотелось зарывать в землю.
Вернувшись в родное село, Люба стала работать вожатой в местной школе и начала жить жизнью ребят: снова походы, «Зарница», праздники, концерты для жителей, трудовые десанты, выращивание кроликов, ведение подсобного хозяйства при школе — жизнь кипела. Но хотелось большего.
«Что такое старший вожатый? Даже не учитель. Но один случай заставил гордится работой. К учителям в деревне особое отношение. Они вроде как небожители, отдельная каста. Зашла я как-то в магазин, продавец меня увидела и спрашивает : «Люба, что вы хотели?» Народ, который в очереди стоял, начал возмущаться, почему, мол, вы ей даете товар, она только зашла, в очереди не стояла». А женщины за прилавком отвечают: «Это наша ВОЖАТАЯ» . Вот это было для меня высшей оценкой. Я поднялась до уровня учителя!» — с радостью вспоминает педагог.
Закончив 10 классов, Люба поступила в Елецкий педагогический институт, как и обещала своему не очень справедливому учителю математики.
Новомосковск
В Новомосковск Любовь Николаевна приехала в 1971 году после замужества. Приехала и первое время не могла устроиться на любимую работу, потому что была «не своя». Пришлось трудиться «младшим обслуживающим персоналом», как написано в трудовой книжке. А на деле — обычной техничкой в школе № 14.
Директор школы Надежда Семеновна Дзюба в тот момент подбадривала молодую девушку: на каждом педсовете говорила о том, что «не профессия красит человека, а человек — профессию». Старшей вожатой Любовь Николаевна стала только спустя время.
После школы № 14 некоторое время работала в школе № 3 на Вахрушевском микрорайоне. И там признанием труда стала характеристика коллег, сказавших однажды «эта вожатая одна делает столько, сколько до нее двое не могли делать».
«Я настолько хорошо себя чувствовала с детьми, что посвящала им все свое время: приходила на работу в половине восьмого и могла уйти в 11 вечера. И это были счастливые годы в моей жизни». Любовь Николаевна проработала старшей вожатой в обшей сложности около 15 лет и этот опыт определил её следующее место работы и должность.
Средняя школа № 12
«Однажды звонок: «Я — будущий директор 12-й школы, хотел бы пригласить вас на работу заместителем по воспитательной работе. Приходите на собеседование». Это был Анатолий Константинович Жданович — первый директор обновленной школы № 12. Пришла. Робко спрашиваю: «Может быть, учителем?» «Нет, — отвечает Жданович, — учителей мне хватает, а вот замов по воспитательной работе — нет». Мы поговорили немного, я узнала, что мою кандидатуру предложила тогдашний председатель комитета по образованию Римма Васильевна Тарасова. Так я стала заместителем директора. «Я многих до вас уже отправил, но вас не отправлю», — слова Ждановича прозвучали как признание заслуг. И началась долгая, увлекательная работа в самой большой школе города.
Любовь Николаевна всегда считала, что основой правильного воспитания человека является патриотическое воспитание, поэтому уделяла этому вопросу большое значение.
В 1987-88 годах вместе с военруком школы Александром Сергеевичем Токаревым придумала и организовала необычную акцию — факельное шествие в честь Дня победы, в память о павших бойцах Великой Отечественной. Решено было собраться около школы в два часа ночи и пройти пешим ходом с зажжёнными факелами до Братской могилы в Урванском лесу. В руководстве школы идею не поняли, но препятствовать не стали. Тогдашний директор Борис Львович Зелинский дал добро и уговорил дать добро первого секретаря Горкома партии Сергея Сергеевича Арбузова.
В назначенный час возле школы собрались 200 человек. Зажгли импровизированные факелы, придуманные из консервной банки и палки, и пошли. «На плотине нас окружила милиция, вспоминает Любовь Николаевна события той ночи, — колонну останавливают, спрашивают, кто разрешил? Я отвечаю — Сергей Сергеевич Арбузов, все согласовано. Милиционер по рации передаёт дальше. Нас пропустили, мы продолжили путь. Дошли до Братской могилы, там уже ждали милицейские машины. На месте провели митинг, объявили минуту молчания, прочитали стихи, затушили факелы и разошлись под утро». Отчаянно, необычно, но бывшие выпускники до сих пор помнят эту акцию.
«Моя вторая мама»
За опытом воспитательной работы к Любови Николаевне Марковой приезжали педагоги со всей страны. А опыт у неё был богатый .
Много в те годы приходилось ходить по семьям, в которых были проблемы: трудные подростки, пьющие родители, общее тяжелое положение, неустроенность 90-х. Страдала и собственная семья. «Однажды пришла домой поздно, — вспоминает Любовь Николаевна, — муж дверь открыл, сказал, сегодня я тебя пущу, а завтра иди туда, где была».
Для многих из своих учеников стала «второй мамой», многих в прямом смысле спасла. Однажды пришлось приютить на пару дней ученика, поссорившегося с родителями и сбежавшего из дома. «Вечером сижу дома, проверяю тетради. Подходит муж и говорит, посмотри, какой-то парень сидит на лавке и на наши окна смотрит, не твой ли ученик? Выглядываю — мой. Высунулась в форточку кричу: «Ромка, поднимайся!» Поднялся. Спрашиваю, что случилось? — Я ушел из дома. — Где же ты собираешься ночевать? — Не знаю. Подумала, если я его не приму, он пойдет где-нибудь в подъезде или подвале заночует. Если он хоть раз это сделает, дальше ему будет уже не так страшно. И я его к себе взяла. Постелила ему, накормила. Парень просил не сообщать матери, я честно пообещала, хотя предупредила его, что дома будут волноваться. Так он прожил у меня два дня. Потом мать его забрала».
Еще был случай. Залетают в кабинет ребята, говорят, там Женька в колодце умирает! И я на каблуках бегу к этому колодцу, задираю юбку и прыгаю в этот колодец. А у парня уже пена изо рта. Откуда силы взялись, не помню, как вытолкнула его наверх. Сейчас у него все хорошо. Живет, как обычный человек, «белым человеком» стал».
Было время, Любовь Николаевна ходила на мальчишеские разборки, как на работу, то микрорайон на микрорайон идет драться, то ещё что не поделят: «Стою на балконе, вижу, идут мои ребята. Быстрее одеваюсь и бегу к ним. «Любовь Николаевна, вы куда? — А вы куда — Драться.- И я с вами!». И они разворачиваются и уходят».
А однажды совершенно случайно узнала, что подопечные собрались идти на разборки с приезжими «скинхедами» из Узловой: «И снова я полетела, прямиком из ванной, плащ только накинула. Поехала на вокзал, как увидела — стоит моя «куча» на платформе, ждут! «Ой, Любовь Николаевна, а вы зачем здесь?» отвечаю: «Затем же, зачем и вы». Подходит электричка — никого нет. Говорю: «Видите, никого нет. Теперь дружно садимся и едем до Урванки». Высадила их и поехала обратно за другой группой».
Завуча по воспитательной работе Любовь Николаевну Маркову знал весь огромный Северный микрорайон. Однажды к ней приехал брат из деревни, точного адреса не знал. Вышел на остановке примерно в том районе, спросил у первых попавшихся пацанов: ребят, вы не знаете, где живет Любовь Николаевна Маркова? Знаем. И довели до подъезда. Брат потом долго удивлялся.
Депутат на «слабо»
Была в биографии Любови Николаевны и политика. О том, как стала депутатом из-за спора практически на «слабо», сегодня вспоминает с иронией. В школе узнали, что один из бывших учеников решил баллотироваться в депутаты Тульской областной Думы и едва не победил, не хватило немного голосов. Кто-то из окружения спросил, а слабо ли вам, Любовь Николаевна, стать депутатом? Подумалось, а почему бы и нет?
В 2000-м году соперниками на выборах за место в собрании депутатов Новомосковского района были руководители предприятий: кондитерской фабрики, электросетей — сплошь бизнесмены и солидные люди. Маркова написала заявление в последний момент. Открыла «кандидатский» счёт, положив на него всего 200 рублей. Этих денег хватило, чтобы напечатать подписные листы и календарики. После всех расходов остался на счете рубль.
Неприятным моментом в предвыборной кампании стал инцидент с тогдашним директором школы Анатолием Григорьевым. «Что может учитель сделать? Ничего…» — вопросил он на устроенной в школе встрече с кандидатами, на которую Любовь Николаевну не пригласили. Маркова возмутилась, пришла на встречу и пошла ва-банк. Выступила перед родителями и честно призналась — да, соперники достойные, многих знает лично, со многими довелось сотрудничать, но… она тоже кандидат: «Родители, вы знаете меня, знаете других кандидатов, выбирайте, кто более из нас достоин представлять ваши интересы. Если директор говорит о своем учителе, что он никто и звать его никак, то я больше ничего говорить о себе не буду — за меня все сказал директор» — обида сквозила в голосе учителя, но посыл дошёл до аудитории.
На выходе из зала услышала от родителей: «Любовь Николаевна, не переживайте, вы хоть честно признаетесь, если не сможете что-то сделать, а другие и не сделают, и не признаются».
Выборы она выиграла с 199 рублями в кармане. И следующие тоже. Два депутатских срока- 2000-2004 и 2004-2008 годы. В первом работала депутатом в собрании депутатов Новомосковского района, во втором — городского совета.
«Первое время думала: Господи, зачем я сюда пошла, зачем мне это нужно? Но потом поняла, что мы сколотили в собрании депутатов сильный блок из образования и медицины, у нас многое получалось, работали в тесной связке с Германом Лариным и Натальей Кулаковой». К ней шли с просьбами даже «чужие» избиратели, за что на Маркову очень сильно обижались коллеги по депутатскому корпусу. И она решала проблемы всех — и своих избирателей, и чужих.
Однажды был случай, решение которого Любовь Николаевна записывает на счёт своих профессиональных побед: педагог узнала, что учителя собираются выйти на забастовку — были тяжелые годы , зарплату задерживали. Маркова отправилась к главе Николаю Минакову, предупредила: «Николай Николаевич, готовится забастовка учителей. Если это случится, ученики останутся без учителей, родители начнут возмущаться. Давайте предотвратим это». Минаков вызвал начальника ЖКХ, сказал, выручай срочно, нужно выплатить зарплату учителям, иначе забастовка будет. И тот необходимую сумму перечислил. Забастовка не состоялась. «Я предотвратила забастовку!» — по-детски радуется Любовь Николаевна, вспоминая перипетии того смутного времени.
Школьный музей и отряд «Надежда«
Патриотическому воспитанию отличник народного просвещения, Заслуженный учитель России Любовь Николаевна Маркова уделяет особое внимание. По ее инициативе и при большом личном участии в 2012 году появился школьный музей, а в 2016 — поисковый отряд «», находки которого на местах былых сражений составляют значимую часть музейной экспозиции. Вместе в ребятами она по две недели «зависает»на местах боевых действий Великой Отечественной войны, где ведётся поиск останков бойцов Красной Армии. Отряд побывал на полях сражений в Калужской области, под Тверью, подо Ржевом, в нашем Белёвском районе Тульской области.
Первого бойца она нашла под деревом: «Сначала мы увидели каску, потом я предложила сдвинуть дерево. Под ним оказались останки солдата: одежда его вся истлела, оставались ботинки, пряжка, металлические вещи. Он остался лежать так, как погиб, с поджатой рукой. Это было сильным зрелищем».
Школьный музей и участие в поисковых работах — результат того самого блеска в глазах, о котором говорилось вначале. Спрашиваю, можно ли это назвать хобби? «Нет, это не хобби, — отвечает Любовь Николаевна — это частица моей жизни«.
«Зачем я учитель?«
Она часто задаёт себе вопрос: «А зачем я учитель? И как могло случиться то, что я — учитель? Учитель — это всегда вопросы и сомнения, на которые не всегда знаешь ответ«.
Чем больше она думает об учительской профессии, тем больше приходит к выводу, что хороший учитель всегда, а может быть, часто — человек немножко наивный, и эта наивность от душевной чистоты, от лирического отношения к жизни, от веры в идеал.
«Я согласна с И.С. Тургеневым, который сказал: «Когда переведутся такие люди как Дон Кихоты, пускай закроется навсегда Книга Истории. В ней нечего будет читать». Для меня самое важное — чтобы из любого ребенка выросла личность, чтобы он стал человеком, — делится своими педагогическими секретами Любовь Николаевна. — Я хочу, чтобы дети были счастливыми. Я стараюсь почаще заглядывать им в глаза: по глазам можно понять, хорошо ему или плохо; нужна ему помощь или нет».
На это стремление понять и принять ребенка ее ученики отвечают взаимностью; многие ребята и после окончания школы не забывают своего педагога, пишут теплые письма, с благодарность вспоминая годы учебы.