Профессия учителя – одна из самых важных и незаменимых во всем мире. Ведь именно эти люди воспитывают подрастающее поколение и взращивают молодые умы. Педагог не просто дает детям материал, но и воспитывает их, вдохновляет и помогает отыскать свой потенциал, определиться с местом в жизни.
Чтобы узнать об этой интересной профессии больше, мы поговорили с учителем истории и обществознания, которая уже более 30 лет работает педагогом — Анной Валентиновой. Она рассказала нам о своем пути, современных детях, списываниях на уроках и цифровизации образования.
С чего начинался ваш путь?
Планов стать учителем в школьном возрасте у меня не было, тогда я думала, что свяжу свою жизнь с актерской деятельностью. Все началось с того, что в 90-х я пошла работать в 18 школу вожатой, поступила в Тульский колледж культуры и искусств, и даже не думала преподавать в школе. Я предполагала, что окончив училище пойду учиться на режиссерский или актерский факультет.
10 лет я работала вожатой, добилась очень хороших результатов и все-таки поняла, что учить детей это мое. Вообще, профессия учителя очень творческая, можно сказать, класс – это маленькая сцена. Поэтому я поступила в Тульский педагогический университет на факультет истории и сразу стала преподавать.
Как проходит день учителя?
Мое утро начинается с того, что я бужу своих детей и включаю телефон, чтобы узнать кто из учеников заболел и не придет на занятия.
Потом еду в школу, учителя всегда приходят раньше учеников. Мы смотрим, чтобы в классах было чисто и светло, проверяем разные технические моменты и готовимся к уроку. Сейчас мы уже наконец-то вернулись к кабинетной системе. Во время пандемии учителя бегали по этажам, а дети сидели в классах, чтобы меньше пересекаться и не подхватить заразу. Нам, конечно, все это было крайне неудобно.
В день в основном проходит 5-6 уроков, к каждому мы готовимся заранее, неважно сколько раз ты уже рассказывал эту программу. К тому же, мы не можем просто пересказать детям учебник, учителя показывают презентации, фильмы, учат искать информацию и правильно с ней работать. Поэтому подготовка к урокам у преподавателя очень весомая.
После уроков мы заполняем электронные журналы, ставим оценки, вносим домашнее задание. К сожалению, на этом работа в школе не заканчивается.
Мы продолжаем общаться с детьми через мессенджеры дома, отвечаем на звонки от родителей, которые могут поступить даже поздно вечером. Проверяем работы учеников. После девяти вечера я стараюсь заканчивать работу.
Считаете ли вы нормальным, что дети продолжают писать вам после рабочего дня?
Я очень часто говорю родителям и ученикам, что у учителя рабочий день заканчивается в 6 часов, в 9 – это край. Неправильно звонить поздно вечером, писать сообщения в мессенджерах, отправлять домашние задания на почту. Если не успели сделать, отправьте на следующий день, с утра. Мы, конечно, понимаем, что дети после школы бегут и на тренировки, и к репетиторам, садятся делать уроки зачастую поздно. Но, я стараюсь всем донести, что учитель тоже человек и он не должен работать круглые сутки.
Что вы скажете насчет цифровизации обучения?
Обучение цифровизируется и это удобно. Сейчас очень много учебных платформ по которым мы даем задания и это облегчает нам работу.
Некоторые дети не носят с собой учебники, а пользуются планшетом на уроке, что очень удобно. Материалы и задания часто ученики хранят в телефонах, что позволяет им открыть и повторить их в любое время, в любом месте.
Также, учителям удобно скидывать разную информацию детям в мессенджерах.
Как вы боретесь с телефонами у детей на уроках?
В лицее очень строго с телефонами. Использовать их можно только с разрешения преподавателя. Например, я как учитель права в 10 классе занимаюсь с детьми по конституции, которую они не носят с собой в портфеле, а открывают на телефонах, после этого, все гаджеты они убирают. Некоторые не носят с собой учебники, а просто скачивают их на планшет, которым пользуются на уроке.
На переменах детям мы тоже не разрешаем пользоваться телефонами, кто-то говорит, что в лицее с этим очень жестко, но мы считаем, что ребята должны в свободное время общаться друг с другом, а не сидеть в телефонах. Старшеклассники, конечно, сильно сопротивляются этому, но ребята из начальной школы не достают телефоны из портфелей.
Изменилась ли система образования в школах?
Не могу сказать, что она сильно изменилась. Постоянно выходят новые ГОСы, но требования в них практически не меняются. Как бы нас бы не пытались переложить на сферу услуг, мы все равно занимаемся воспитанием детей. У нас проходят разные тематические уроки, классные часы, экскурсии. Немного меняются программы, учителя должны осваивать все больше и больше.
А ученики и их родители?
Дети тоже не меняются. И в наше время были хулиганы и отличники, сейчас также. Есть те, кто стремятся получить знания, есть те, кому это не нужно. Больших отличий нет. А проблемы поколений были всегда. Многим всегда кажется, что их поколение было гораздо лучше, а нынешнее никуда не годится. Но, на деле, люди практически не меняются.
Хотелось, может быть, больше уважения. Когда мы учились, для нас учитель был кем-то святым. И родители нам говорили, что учитель всегда прав. Сейчас появилось больше свободы. Родители требуют от нас больше необходимого. Учителя и учить детей должны, и воспитывать, а родители будто забывают про свои обязанности.
Некоторые родители говорят, мы только на репетиторах сидим, а вы в школе детей не учите. Но, я всегда обращаю их внимание на то, что их ребенок не слушает на уроке, не отвечает, говорит «не хочу». Мы все-таки не можем свою голову поставить, к тому же ребенок у нас не один.
Реально ли списать на уроке?
Проработав столько лет в школе, я вижу всех детей как на ладони. Большинство детей думает, что они придумали какой-то новый невероятный способ списывания, что их совершенно не видно. И телефоны пытаются под столом открыть, и под юбку бумажки кладут. А главное, делают такой философский вид, что никуда не смотрят. А сами все побелели, покраснели и глаза на учителя каждую минуту падают. Это конечно смешно. Иногда думаешь, ну ладно, пусть ученик хоть что-нибудь напишет, позволяешь ему списать, а он счастливый, думает, что всех обманул. Если вам удается списать на уроке, значит учитель вам это позволил сделать
Я помню, когда умные часы появились. Учителя всегда стараются идти в ногу со временем. Понятно, что мы на пол шага сзади, так как дети очень быстро схватывают все новшества. Когда дети стали списывать с часов, я очень быстро это поняла. Ученик постоянно на часы смотрит, вряд ли так часто время высматривает. Поэтому сейчас перед контрольной дети сдают не только телефоны, но и часы.
Помню в мое время, что мы только не придумывали. Шпаргалки на линейки клеили, в ручки их клали, в этом отношении мы точно были более изобретательны. Сейчас дети особо не заморачиваются, телефон достают.
Еще мы придумывали прозвища для учителей. Сейчас это почему-то изжило себя. У детей нет потребности в этом. Дальше математички, географички не уходят.
Скучно ли работать в школе?
У нас в школе однозначно весело. Как будут проходить уроки, все зависит от учителя. Если ты ищешь новые форматы работы в классе, постоянно ищешь что-то интересное, то уроки будут увлекательными как для тебя, так и для детей. Также важны внеурочные занятия.
В последний раз я со своим седьмым классом ездила в музей обороны Тулы. Мы все были в восторге. Такие экскурсии позволяют лучше узнать друг друга. Вы ищете точки соприкосновения. Они тебя видят не только как учителя. Кому-то строгая, кто плохо учится, для отличников, конечно, хорошая. А тут они меня узнают с другой стороны, как человека. Для этого мы устраиваем разные чаепития, экскурсии.
Общаетесь ли вы со своими выпускниками?
Конечно, с одним классом из 18 школы, мы встречаемся каждый год. Многие уже обзавелись семьей, устроились в жизни. Мне так приятно видеть их, вспоминать, какими они были, как выросли. Оправдались ли мои надежды. Парень, который учился на три четыре, стал работать в юриспруденции, превратился в замечательного человека. Кто-то замечательно учился в школе, везде себя проявлял, но сейчас еще не нашел себя в жизни.
Возникают ли проблемы в общении с родителями учеников?
С некоторыми родителями действительно тяжело работать, к сожалению, многие не хотят идти на контакт. Сразу встают в позу, говорят что мой ребенок самый лучший, все вы виноваты. Не принимает никакую негативную информацию. Хотя мы хотим просто помочь.
Очень здорово, когда родители выслушивают, помогают нам. Когда родители начинают сразу отодвигать учителя, не принимают замечания, тогда мы говорим на что обратить внимание. К сожалению, от этого страдает только ребенок.
Что для вас преподавательство?
Для меня это жизнь. В 90-е работая в школе, мне было тяжело, зарплата маленькая, работаешь 24 на 7. Я ушла в декрет и после него не вышла в школу, а устроилась на завод в финансовый отдел. Первые два года я получала огромное удовольствие, что жизнь не по звонку, после рабочего дня ты закрываешь компьютер и все, не надо заниматься детьми, проблемами школы и перетаскивать работу на дом. Через три года я заскучала. Я поняла, что я не совершенствуюсь. Здесь в школе каждый день все по-новому. Мы всегда к чему-то стремимся, развиваемся. Мы учимся вместе с детьми. Повышаем квалификацию, слушаем вебинары, читаем разную литературу.
Это и реализация меня самой, я как будто каждый день на сцене. Я могу сегодня одну роль играть, завтра другую.
Очень приятно и здорово увидеть и вытащить потенциал из ребенка. Я рада, что как бы меня не бросало, я все-таки вернулась в педагогику и знаю точно, что это мое.