Лауреат премии «Триумф» режиссер актер и директор новомосковского драматического театра Максим Казанцев рассказал порталу «За Новомосковск» о своем творческом пути, сложностях съемок в кино и о том, почему театр до сих пор жив и никогда не уступит свое место другому виду искусства.
Почему вы решили связать свою жизнь с театром?
Честно говоря, это получилось спонтанно. В 11 классе я ходил на подготовительные курсы, чтобы поступить в экономический институт. Сдал вступительные экзамены, узнал, что по одному у меня тройка и успокоился.
Во время учебы в школе, мы часто ставили спектакли. Мастер, у которого я после учился на актерском отделении видел эти постановки и предложил мне поступить в театральный. В армию мне не особо хотелось, нужно было куда-то поступать, поэтому я согласился.
Через пару месяцев мне позвонили из экономического института и сказали, чтобы я забрал стипендию. Оказалось, что туда я тоже поступил. Но после учебы в театральном, мне уже не хотелось связывать свою жизнь с экономикой и я забрал оттуда документы.
В 99 году, после окончания театрального, я приехал в Москву на студенческий международный фестиваль «Подиум», где нас увидели два заслуженных артиста из Новомосковска – это Светлана Таршис и Александр Новоженин. Они пригласили меня и еще несколько ребят работать в новомосковский театр. Первым поехал я и остался здесь до сих пор.
Изначально я вообще мечтал поступить на режиссерский факультет, но в Барнауле, где я жил, на это отделение набора не было. Поэтому после учебы в родном городе, я поступил на режиссера в институт имени Б. Щукина.
Мастер у меня был Михаил Борисов. Все принципы Вахтанговского театра, он заложил в меня, чем я пользуюсь и по сей день.
Почему не кино, а театр?
Изначально я не планировал никуда уезжать из Барнаула, это получилось спонтанно. Кино мне нравилось, конечно, но это совсем другая природа.
Когда я учился на первом курсе актерского отделения, я снимался в одном не очень высокопробном сериале. К нам приезжали немцы, снимали «Дом на «Солнечной поляне».
Я весь этот съемочный процесс тогда ощутил, к тому же роль у меня была не последняя. Я играл сына главного героя. Очень плохо играл, у меня еще тогда была зажатая челюсть, не все буквы выговаривал. Сейчас уже, конечно, по-другому, с опытом все пришло.
Больше на кастинги я не ходил. Хорошо, когда попадаешь к талантливому режиссеру, но это сложно. К тому же, у меня очень невыгодный рост для кино, слишком высокий.
Чем отличается театр от кино?
Кино — это разовая вещь. Конечно, ты готовишь долго свой образ, но выкладываешься всего один раз на съемках и все. В театре, ты проживаешь роль несколько часов во время целого спектакля. Некоторые постановки идут годами и все это время ты должен перевоплощаться в своего героя, передавать энергию зрителю. Переделать или повторить ничего, конечно, нельзя. Это как по канату идти, нужно верно и точно.
В кино сложность заключается в другом. Больше ожидания перед эпизодом. Можешь весь день его прождать, а в итоге даже не сыграть потому что погода испортилась.
К тому же, в кино многое делается монтажом, а в театре, актер удерживает внимание зрителя за счет своего темперамента.
Как вы относитесь к спектаклям, в котором один человек и режиссер, и актер?
В этом очень редко бывает успех. Это сложно.
Однажды и я был таким человеком. Спектакль был уже поставлен, но не хватало актера на одну роль и мне пришлось ее занять. Ощущения были жуткие. Потому что иногда я видел, как партер делает что-то не то. Я могу сделать ему замечание, как режиссер, но как артист даже не имею права предъявлять ему претензии.
Конечно, некоторые режиссеры играют в своих спектаклях, и иногда это получается очень хорошо. Но для этого надо быть настоящим виртуозом.
Почему театр не умер?
Театр возник больше двух тысяч лет назад и до сих пор существует. Он может только развиваться, умереть — вряд ли. Конечно, интерес может падать и такое происходило. Особенно когда появилось телевидение, кино. Но это совсем другое.
Ничто не заменит театр. Ведь в нем есть живой актер, который передает тебе свою энергию, вовлекает в происходящее.
В кино энергетика идет больше умозрительная, потому что ты не видишь полную картину. А в театре ты видишь все. И энергообмен, то ради чего люди в театр ходят. Актер передает свою энергию зрителю, наполняет его. Такое, кино точно не сможет сделать.
Любимые режиссеры?
Эймунтас Някрошюс, Валерий Фокин, Петр Фоменко. Многие великие режиссеры, к сожалению, ушли из жизни.
А театральные постановки?
Я бы посоветовал не конкретно постановки, а режиссеров. Например, спектакли Сергея Женовача. Обязательно загляните в театр имени Евгения Вахтангова, посмотрите постановки Римаса Туминаса. К сожалению, в последнее время редко удается из-за нехватки времени посмотреть, что-то новое. Но работы этих режиссеров точно должны вас впечатлить.
Почему очень талантливые актеры не становятся известными?
Желания нет. Если нет желания и стремления, то ничего не получится. Чаще даже неталантливые личности добиваются больших высот.
Есть такая прекрасная фраза: «Давно уже пора сказать простыми ясными словами: Талантам надо помогать, бездарности пробьются сами».
Если талант не пробивается значит не хочет или просто не готов к этому. Творческий путь всегда сложен, но если вы будете стараться и четко идти к цели вы обязательно добьетесь желаемого.