Семинар для страхователей провели сотрудники Тульского регионального отделения Фонда социального страхования. Основные темы, рассмотренные на семинаре – электронный листок нетрудоспособности и переход на «прямые выплаты».
Листок нетрудоспособности является документом строгой финансовой отчетности, согласно данным в нем содержащимся, работнику начисляется пособие.
Переход на электронную форму больничного давно назрел. Форма листка нетрудоспособности остается неизменной с 2011 года.
У электронного листка нетрудоспособности есть множество преимуществ. Во-первых, работа с электронными документами проще, занимает меньше времени, позволяет исключить ошибки при его заполнении и соблюдение правил и ограничений, которые обязательны при заполнении бумажного документа, например, цвет чернил, печатный шрифт и другое. Но самое главное, электронный документ формируется в единой информационной сети, после формирования ЭЛН его могут увидеть в своем личном кабинете медицинская организация, бухгалтерия и кадровая служба предприятия, работник и региональное отделение Фонда, что является определяющим фактором для исключения появления подделок.
Выдача ЭЛН позволяет экономить государственные средства, которые направлены на печать, выпуск и транспортировку бумажных больничных. Такие больничные невозможно испортить или потерять.
Электронный листок нетрудоспособности и бумажный имеют одинаковую юридическую силу. ЭЛН выдается с письменного согласия работника.
В Тульской области все государственные медицинские учреждения перешли на выдачу листков нетрудоспособности в форме электронного документа.
Узнав номер электронного листка нетрудоспособности, сотрудник сообщает его работодателю. По нему и номеру СНИЛС самого работника кадровики или бухгалтеры в электронном виде запрашивают данные о больничном в ФСС.
Одним из важнейших преимуществ является то, что сотрудники предприятия могут получить доступ к больничному на сайте в «Личном кабинете страхователя», в котором аккумулируются вся информация, связанная с выплатой пособий.
Площадкой для обмена информацией между медицинской организацией, страхователем и работником стал сайт Фонда социального страхования cabinets.fss.ru. А работник может в своем личном кабинете проследить весь процесс от выписки до оплаты листка нетрудоспособности, а также проверить расчет пособия.
Самые популярные бухгалтерские программы «1С», «Парус», «СБИС», «Контур» и «Калуга Астрал», которые чаще всего используют страхователи для ведения бухгалтерии, адаптированы для формирования ЭЛН.
Для сотрудников работодателя с введением ЭЛН ничего не изменилось, только записи они выполняют не от руки, а на компьютере, исключая любые неточности. Трудозатраты и затраты времени значительно сокращаются при формировании электронного документа, чем при заполнении бумажного бланка.
С 1 июля 2019 года Государственное учреждение – Тульское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации будет осуществлять выплату пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством «прямыми выплатами».
«Прямые выплаты» — это система выплаты пособий, которая предусматривает расчет и выплату пособий из средств Фонда социального страхования Российской Федерации на лицевые счета получателей.
Сейчас действует зачетная система выплаты пособий. Работник предоставляет документы работодателю, предприятие выплачивает пособие работнику из собственных средств и обращается в Фонд социального страхования за возмещением произведенных расходов. При этом пособия гражданину выплачивает непосредственно работодатель.
В ряде ситуаций, таких как тяжелое финансовое положение предприятия, арестованные счета или просто страхователь оказался недобросовестным — зачетная система дает сбой, в результате происходит задержка или невыплата пособий. Проблемы по неправильному начислению пособий или выплате не в полном объеме — также издержки действующей системы, при которой страхователь выполняет несвойственные функции.
В связи с переходом Фонда социального страхования на казначейское обслуживание исполнения бюджета было принято решение изменить зачетную систему, возложив на Фонд обязанность осуществлять выплаты установленных пособий без посредника, т.е. страхователя.
Чтобы получить пособие с 1 июля 2019 года, работодателю необходимо представить документы, подтверждающие право на получение пособия, и подать заявление по утверждённой форме. Работодатель должен передать
документы в течение 5 календарных дней в Тульское региональное отделение ФСС для оплаты.
Фонд перечислит пособие работнику в течение 10 календарных дней после получения правильно оформленных документов от работодателя.
Дополнительная информация об электронном листке нетрудоспособности и проекте «Прямые выплаты» размещена на сайте регионального отделения r71.fss.ru или по телефону «горячей линии» — (48-72) 71-18-40.