Как рассказала Ирина Харисова, директор НИИ меда и пчелопродуктов, мед может быть как жидким, так и закристаллизованным. Кристаллизация (засахаривание) для натурального меда – нормальный, естественный процесс, который не лишает мед полезных свойств. Существует распространенное мнение, что к зиме весь натуральный мед должен закристаллизоваться. Это утверждение не всегда верно. Скорость кристаллизации меда зависит от многих факторов: условий хранения, сорта меда (от соотношения в нем сахаров, количества центров кристаллизации). Например, чем больше фруктозы в меде, тем медленнее он кристаллизуется.
У каждого сорта меда своя окраска: у цветочного – светло-желтая, у липового – янтарная, у гречишного – коричневая. Возможны различные оттенки, но натуральный мед всегда прозрачен (пока не закристаллизуется). Внимательно присмотритесь к продукту: заметили мутноватость или осадок? Откажитесь от покупки.
Как правильно пробовать мед?
– Небольшое количество меда подержите во рту, медленно растирая его языком по небу, – советует эксперт Ирина Харисова. – Вкус натурального меда должен быть сладким, приятным, без постороннего привкуса. Для некоторых сортов, например каштана или дягиля, характерен горьковатый вкус.
Кислый неприятный привкус свидетельствует о том, что в меде начался процесс брожения. Выраженный карамельный вкус может означать, что мед подвергался перегреву. В процессе переработки и фасовки меда допускается его нагревание не выше 40 °С, при такой температуре мед сохраняет все полезные свойства.
На сегодняшний день в России по содержанию доминирующих пыльцевых зерен регламентированы ГОСТ 31766-12 три сорта монофлорных медов:
Подсолнечниковый, содержание пыльцевых зерен подсолнечника в котором должно быть не менее 45%.
Липовый, содержание пыльцевых зерен липы в котором должно быть не менее 30%.
Гречишный, содержание пыльцевых зерен гречихи в котором должно быть не менее 30%.
Если вы приобрели некачественный мед, вы можете обратиться непосредственно в магазин для оформления возврата или претензии либо связаться с производителем меда по каналам обратной связи. Как правило, по претензии покупателя инициируется расследование, и при необходимости образец сдается в лабораторию на исследование. В случае выявления отклонений по качеству продукта продавец принимает у потребителя некачественный мед.