А что такое СЧАСТЬЕ, мама? — спросил сыночек у меня.
И глядя мне в глаза упрямо, он ждал ответа от меня.
Я так люблю его вопросы, в них столько детской простоты.
И чмокнув в нос его курносый, ответ мой — СЧАСТЬЕ — это ТЫ!!!
Дети — самое дорогое что у нас есть, и их безопасность в первую очередь наша с вами забота.
Ежегодно, изо дня в день дети получают какие либо травмы. Это может быть простой порез, или ожог, а может быть травма куда серьезнее. Дети очень любознательны, и активно познают окружающий мир, но так как житейских навыков у них мало, они не всегда способны оценить опасность. Профилактика травматизма у детей начинается с их родителей.
И так, что же должны знать родители о детских травмах?
Главная причина детских травм – небрежное отношение родителей к безопасности ребенка. Среди ошибок взрослых — незакрытые окна, доступ к опасным предметам, веществам, оставление без присмотра и прочее.
Детский травматизм условно можно разделить на несколько типов в зависимости от места, где ребенок может получить травму: бытовой (травмы, которые возникают дома, во дворе, в детском саду); уличный (в первую очередь транспортный); школьный; спортивный.
Самый травмоопасный возраст — до 3 лет
В возрасте от года до трех лет ребенок учится ходить и становится очень подвижным. К травмам от заглатываемых предметов добавляются травмы, связанные с падениями (ушибы, переломы), травмы от острых предметов, ожоги, поражения током. После трех лет любознательность растет, окружающий мир ребенка больше не ограничивается квартирой, поэтому вероятность получить травму увеличивается. Среди причин детских смертей до года травматизм занимает 10%.
Обеспечить максимальную безопасность ребенка — основная цель родителей и лиц, которые отвечают за детей. Мы не можем уберечь наших маленьких шалунов от несчастных случаев на 100%, но основные меры профилактики знать и выполнять должен каждый.
Способы профилактики детского травматизма зависят от возраста ребенка. В грудном возрасте, например, особо важен постоянный надзор. Конечно, тяжело уследить за ребенком 24 часа в сутки 7 дней в неделю, но, чем младше ребенок, тем важнее не выпускать его из вида. Малышу невозможно объяснить, что же такое эта опасность.
Ребенок растет, начинает ходить, гулять с вами на улице, так что теперь ваша задача — максимально оградить его от травмоопасных предметов. С возрастом ребенка растет и его любознательность, и теперь, после трех лет, когда уже можно везде самостоятельно ходить, трогать и говорить требуется повышенное внимание к ребенку. Дома спрятать от него хрупкие и острые предметы, спички, нагревательные электроприборы, химикаты (чистящие средства, краски, лаки и пр.), розетки закрыть специальными заглушками. Нужно закрывать окна (или хотя бы снабдить их прочными сетками) и не подпускать ребенка к плите и другой опасной бытовой технике.
Кроме того, в этом возрасте можно учить ребенка самостоятельно определять степень опасности. Расскажите ему, что спичками и утюгом можно обжечься, ножом — порезаться, а кипятком — ошпариться. В этом возрасте дети уже вполне способны воспринимать аргументацию, и лучше пусть он узнает об опасности с ваших слов, чем на собственном опыте. Только рассказывайте спокойно, не надо запугивать ребенка.
Школьный возраст
Травматизм у детей младшего школьного возраста (7-11 лет) к сожалению, не становится меньше, а увеличивается. Этому способствуют существенные изменения образа жизни, связанные с поступлением в школу и снижением контроля со стороны взрослых. На первом месте по распространенности находятся бытовые травмы, т. е. полученные во дворе, дома, во время игр и спортивных развлечений. Нередко травмы у школьников возникают при неорганизованных занятиях спортом у детей младшего и среднего школьного возраста –при нарушении правил катания на санках, прыжках с трамплина, при катании на лыжах с крутых склонов, при езде на велосипеде и т. д. Второе место занимает транспортный травматизм. Несчастные случаи на улицах и дорогах занимают первое место среди причин смертности от травм детей старше этого возраста.
Учите ребенка безопасности с самого малого возраста: проводите беседы, рассказывайте о травмах и их последствиях, приводите примеры. Всегда будьте уверены и проверяйте, чтобы острые предметы, бытовая химия, кипяток, огонь и прочие опасности были недоступны для детей. Проверяйте знания детей-школьников о правилах дорожного движениях, поведения на улице, безопасности в школе, в спортивных секциях. Учите детей, что нужно делать, если травма все-таки произошла.
Нужно помнить, что избежать детских травм намного проще, чем исправлять печальные последствия. Личный пример — лучший показатель, поэтому профилактика детского травматизма должна стать частью вашего образа жизни.
— Не притрагивайтесь мокрыми руками к электрическим приборам, не забывайте вынимать устройства из электрических розеток.
— Уходя из дома, проверяйте, выключен ли свет, газ, вода.
— Готовясь перейти дорогу, остановитесь, осмотрите проезжую часть, развивайте у ребенка наблюдательность за дорогой. Подчеркните свои движения: остановка и поворот головы для осмотра дороги, остановка для пропуска автомобилей.
— Не стойте с ребенком на краю тротуара.
— Переходя проезжую часть, не перебегайте на красный свет, ведь наблюдая за Вами, ребенок потом повторит то же самое один.
— Всегда переходите дорогу по пешеходному переходу.
Безопасность Вашего ребенка зависит от Вас! Берегите жизнь и здоровье Вашего ребенка — они бесценны!
Соц. педагог ГУ ТО СРЦН № 3 Иванкова Н.Г.