Около половины опрошенных россиян (48%) не употребляют спиртные напитки. Их количество почти сравнялось с теми, кто пьет алкоголь (52%), пишут «Ведомости» со ссылкой на результаты опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ).
Сдвиг в культуре потребления, в частности, наблюдается из-за смены поколений, моды и продвижения антиалкогольной политики. При этом 20 лет назад наблюдалась совершенно другая картина: доля потребителей алкоголя была чуть ли не втрое больше, чем трезвенников (73 и 27% соответственно).
В 2004 году каждый второй россиянин отдавал предпочтение пиву (47%), а второе место разделяли вино и водка (по 33%). Сейчас за внимание потребителей по-прежнему борются эти три напитка, но их популярность угасла на фоне увеличения доли тех, кто не пьет алкоголь. Вместе с этим наблюдается переход к южному типу потребления – россияне чаще выбирают некрепкие напитки. По результатам проведенного опроса, на первом месте находится вино (19%), а на втором и третьем – пиво и водка (18 и 11%).
За последние 20 лет произошли два важных изменения, отмечает директор по работе ВЦИОМа с органами государственной власти Кирилл Родин. Среди россиян снизились объемы потребления, а также изменилась его структура. По словам Родина, это произошло из-за системного подхода к развитию здорового образа жизни, регулирования мест продажи алкоголя и борьбы с контрафактом. «Если комплексная реализация этих мер сохранится, то в среднесрочной перспективе мы можем рассчитывать на продолжение тренда снижения потребления алкоголя», – считает он.