18 сентября 1916 года впервые в мировой практике на гидросамолете выполнена фигура высшего пилотажа — «мертвая петля Нестерова».
После выполнения боевого задания экипажем русского гидросамолета в составе военного летчика Я.И. Нагурского и механика-пулеметчика унтер-офицера Годовикова возле острова Эзель (Балтийское море) выполнена фигура высшего пилотажа — двойная «мертвая петля». Следующим крупным шагом в деле всестороннего освоения петли был опыт морского летчика — поручика по адмиралтейству Ивана (Яна) Иосифовича Нагурского. Я.И. Нагурский был ревностным последователем Нестерова.
Еще в начале 1914 года, когда формировалась спасательная группа для поисков пропавших без вести русских арктических экспедиций Брусилова, Русанова и Седова, он, ссылаясь на опыт полетов Нестерова в любую погоду на дальние расстояния, предложил включить в состав экспедиции авиационные средства. Предложение было принято. Экспедицию снабдили двумя гидросамолетами с летчиками Александровым и Нагурским. Самолет первого был поврежден, и от него использовали лишь гондолу с мотором- в виде аэросаней. Нагурский же в период с 7 по 31 августа 1914 года успешно выполнил пять первых в мире полетов в Арктике — на Новую Землю, на остров Панкратьева и над Баренцевым морем-до 76° северной широты.
Вернувшись на родину, когда уже полыхало пламя войны, Нагурский стал работать летчиком-испытателем гидросамолетов и однажды, взлетев на летающей лодке «М-9» конструкции Д.П. Григоровича, с пассажиром и полной боевой нагрузкой, сделал две петли Нестерова подряд, доказав, что высший пилотаж применим и в боевых условиях, даже на тяжело загруженном гидросамолете.