17 марта 1881 года в Петербурге арестован народоволец Николай Кибальчич, талантливый изобретатель и взрывотехник, участник покушения на Александра II. Кибальчич заведовал подпольной лабораторией, в которой была изготовлена бомба для императора. Вместе с другими «первомартовцами» (Андреем Желябовым, Софьей Перовской, Тимофеем Михайловым и Николаем Рысаковым) его приговорили к смертной казни.
Находясь в тюрьме, за несколько дней до казни Кибальчич разработал оригинальный проект «воздухоплавательного снаряда» – пилотируемого ракетного летательного аппарата, считающегося прообразом современных космических кораблей – и написал в сопроводительной записке: «Проект воздухоплавательного прибора бывшего студента Института инженеров путей сообщения Николая Ивановича Кибальчича, члена русской социально-революционной партии. Находясь в заключении, за несколько дней до своей смерти я пишу этот проект. Я верю в осуществимость моей идеи, и эта вера поддерживает меня в моем ужасном положении. Если же моя идея после тщательного обсуждения учеными специалистами будет признана исполнимой, то я буду счастлив тем, что окажу громадную услугу Родине и человечеству; я спокойно тогда встречу смерть, зная, что моя идея не погибла вместе со мной, а будет существовать среди человечества, для которого я готов был пожертвовать своей жизнью…»
На суде о своем детище Кибальчич заявил следующее: «Я написал «Проект» воздухоплавательного аппарата. Я полагаю, что этот аппарат вполне осуществим. Я представил подробное изложение этого проекта с рисунком и вычислениями. Может случиться так, что я не буду иметь возможности выслушать взгляды экспертов на этот проект и вообще не буду иметь возможности следить за его судьбой. Вполне допустима такая случайность, что кто-нибудь воспользуется этим моим проектом. И поэтому теперь я публично заявляю: проект мой и эскиз его, составленный мною, я передал господину Герарду с просьбой через него ознакомить с проектом компетентных ученых – экспертов. Совесть моя перед Россией чиста«.
Но жандармы во избежание «неуместных толков» подшили рукопись к делу, а затем сдали среди всего вороха бумаг в архив Департамента полиции Министерства внутренних дел в тайном архиве царской жандармерии. Николай Иванович был тайно похоронен вместе с казненными товарищами на Преображенском кладбище (ныне – «Памяти жертв 9 января»), но братская могила не сохранилась, а последнее желание ученого осталось невыполненным.
Только в 1918 году об изобретении Кибальчича узнают ученые, и в сопроводительной статье к публикации его проекта в журнале «Былое» профессор Н.А. Рынин напишет: «Насколько мне удалось разобраться в русских и иностранных сочинениях… за Н.И. Кибальчичем должен быть установлен приоритет в идее применения реактивных двигателей к воздухоплаванию, в идее, правда, практически еще не осуществленной, но в основном правильной и дающей заманчивые перспективы в будущем, в особенности если мечтать о межпланетных сообщениях». А он мечтал об этом, и поэтому очень жаль, что в его жизни на первом месте стоял террор. Писатель Юрий Трифонов, нарисовавший замечательный портрет изобретателя-террориста, говорил, что Кибальчич хотел «разом перевернуть государственную машину и установить на Земле справедливый строй, а затем научить человека летать на другие планеты. Каково?»
Именем Николая Ивановича Кибальчича назван один из кратеров на Луне.