В 1910 году ценитель и исполнитель русских народных песен Митрофан Ефимович Пятницкий создаёт хор из народных певцов Воронежской и Рязанской губерний. Отыскивая талантливых народных певцов, он стремился ознакомить широкие круги городской публики с их вдохновенным мастерством, дать почувствовать всю художественную ценность русской народной песни. Была впервые показана традиционная русская песня в том виде, в котором она веками исполнялась народом.
Первый концерт состоялся 2 марта 1911 года на малой сцене Благородного собрания Москвы. Этот концерт высоко оценили Сергей Рахманинов, Федор Шаляпин, Иван Бунин.
Зал Дворянского собрания был полностью заполнен публикой. Медленно раздвинулся занавес, и перед зрителями предстала обыкновенная деревенская изба, вдоль бревенчатых стен стояли грубо сколоченные лавки. Русская печка, чугунки, кочерга, ухваты… Люлька, прялки, сундук с приданым…
Исполнители — 11 крестьян — спокойно и естественно чувствовали себя среди этой такой простой и привычной обстановки. Они не были профессиональными актерами. Впервые за тысячелетнюю историю России русские народные песни были представлены в авторском исполнении. Именно этот «самодеятельный театр песни» произвел революцию в певческой культуре целой страны.
Песни пели никогда нигде не учившиеся, приехавшие в город только на время выступления простые русские крестьяне. Они пели проникновенно и бесхитростно, как это было принято в их родных деревнях. «Рядили они веками родную песню, как невесту к венцу, чтобы она, желанная, увидела свет Божий», – писал в те дни Пятницкий.
Успех пришел сразу, в 1912 году концерты хора проходили в консерватории, а песни «как на завалинке» завоевывали все больше поклонников. Хотя конкурентов у хора было тогда немало, и среди них настоящие профессиональные коллективы. Однако выступали они преимущественно в ресторанах (поскольку это приносило в то время наибольшую выгоду), а Пятницкий ресторанами брезговал — он мечтал о высоком искусстве.
По распоряжению В.И. Ленина поющие крестьяне переехали в Москву. Стали работать на фабриках, заводах и петь уже постоянным составом. Владимир Ильич Ленин, несмотря на разруху, придавал особо важное значение этой Великолепной жемчужине России — хору Пятницкого, поставив его, в этих нелегких условиях интервенции и блокады, на гособеспечение.
Полностью собрать и восстановить хор как исполнительский коллектив Митрофану Ефимовичу удалось лишь в 1919 году, объединил вокруг себя исполнителей и знатоков народных песен, переселившихся в Москву из отдаленных сел и деревень. Вскоре хор вновь стал известным и популярным, и по его примеру было создано большое количество профессиональных хоров.
В 1920-х годах коллектив уже гастролировал по многим регионам страны.
После смерти в 1927 году М.Е. Пятницкого, оставившего в качестве творческого наследия более 400 собранных им песен, хором руководит филолог–фольклорист П.М. Казьмин — народный артист РСФСР, лауреат Государственных премий. В том же году хор получает имя М.Е. Пятницкого.
В 1938 году были созданы две новые профессиональные группы хора – танцевальная и оркестровая, благодаря чему в значительной степени расширились выразительные сценические средства коллектива. Основателем и руководителем танцевальной группы в течение 60 лет была народная артистка СССР Т.А. Устинова. Основателем оркестровой группы – народный артист РСФСР В.В. Хватов.
Хор имени М.Е. Пятницкого награжден Орденом Трудового Красного Знамени (1961), Орденом Дружбы Народов (1986). В 1968 году ему присвоено звание «Академический».
В 2001 году в честь коллектива заложена именная звезда на «Аллее звезд» в Москве. В 2007 году Хор имени М.Е. Пятницкого награжден медалью Правительства РФ «Патриот России», в 2008 году стал лауреатом премии «Национальное достояние страны».