Идея строительства храма Христа Спасителя возникла сразу по окончании Отечественной войны 1812 года, как храм‑памятник в честь победы России над армией Наполеона, и принадлежала генералу армии Михаилу Кикину. Идея была передана российскому императору Александру I.
В конце 1812 года Александр I издал манифест о создании храма в ознаменование «благодарности к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели».
Его здание трижды закладывалось, и трижды на протяжении почти двух столетий освящался его первый камень. В конкурсе, объявленном императором Александром I в 1814 году, приняли участие лучшие архитекторы, победителем был признан Александр Витберг.
Осенью 1817 года на Воробьевых горах состоялась торжественная закладка Храма Христа Спасителя, но проект не был осуществлен, так как возникли проблемы, связанные с непрочностью почвы, имеющей подземные ручьи. В это время сменился правитель – новый император Николай I, просмотрев чертежи будущего храма, велел остановить строительство и отправил архитектора Витберга в ссылку на 15 лет.
В 1832 году Император Николай I утвердил проект храма, созданный архитектором Константином Тоном. Новое место для храма на берегу реки Москвы, неподалеку от Кремля, выбрал сам император лично. Закладка сооружения состоялась в сентябре 1839 года.
В плане храм имел форму равноконечного креста. Основой его стиля был выбран византийский. Высота храма от основания до креста составляла 103,5 метра (высота креста – 8,5 метров). Стены, толщина которых достигала 3,2 метра, были выложены из кирпича и частично белого камня. Облицовка была выполнена из итальянского мрамора разных сортов. Четыре мощных столба‑пилона поддерживали центральный барабан. На уровне цокольного этажа здание опоясывал коридор – первый музей войны 1812 года, где на беломраморных досках были увековечены все сражения, отличившиеся части и их командиры, имена погибших и награжденных офицеров. На фасадах были размещены горельефы работы скульпторов Александра Логановского, Николая Рамазанова, Петра Клодта.
Интерьер храма освещали 60 окон. Над живописным оформлением храма в течение 23 лет трудилась большая группа художников, среди которых были известные живописцы Генрих Семирадский, Василий Суриков, Константин Маковский и другие.
Строительство нового храма заняло более 40 лет, и среди москвичей того времени этот долгострой на берегу Москва-реки получил название «чернильницы».
7 июня (26 мая по старому стилю) 1883 года, в праздник Вознесения Господня, состоялось торжественное освящение храма. На церемонии присутствовал император Александр III, незадолго до того коронованный в Московском Кремле, императрица Мария Фёдоровна, наследник и великая княжна Ксения Александровна. Специально ко дню освящения Храма Христа Спасителя, композитор Петр Ильич Чайковский написал увертюру «1812 год», которую впервые исполнил храмовый хор. Событие сопровождалось шествием из храма Христа Спасителя в Успенский собор и обратно, колокольным звоном всех московских церквей и праздничным салютом.
С этого времени в храме начались регулярные богослужения, а также здесь проходили коронации, отмечались всенародные православные праздники и юбилеи. С 1901 года в храме был учрежден собственный хор, считавшийся одним из лучших в Москве. К тому же при Храме была создана библиотека, проводились экскурсии, собирались пожертвования, которые шли бедным и больным.
Храм-памятник воинской славы по решению советского правительства был взорван 5 декабря 1931 года. Сохранилась часть наружных белокаменных барельефов, позже вмонтированных в стену Донского монастыря.
В сентябре 1994 года правительством Москвы было принято решение о воссоздании Храма Христа Спасителя в прежних архитектурных формах. Воссозданный храм воспроизведен максимально близко к оригиналу. Во время проектных и строительных работ использовалась информация XIX века, включая эскизы и чертежи. 19 августа 2000 года в день Преображения Господня патриарх Алексий II совершил Великое освящение Храма Христа Спасителя.