Центральный театр кукол – это театр, имя которого с детства знакомо каждому – Государственный академический центральный театр кукол имени С.В. Образцова, ГАЦТК. Эмблемой театра является рука с шариком на указательном пальце.
В 1931 году дирекция Центрального Дома художественного воспитания решила создать новый кукольный театр – «театр-лабораторию, движущий вперед развитие кукольного жанра» и сделать его базой для организации сети кукольных театров СССР. Организация театра была поручена актеру МХАТа Сергею Владимировичу Образцову. Так 16 сентября 1931 года в Москве при Центральном Доме художественного воспитания детей был создан Главный центральный театр кукол, возглавил который Сергей Образцов.
На первых порах коллектив составляли актеры: Е.Н. Шольц, К.М. Владимирова, Е. Сперанский, А.А. Михайлов и П.П. Якшин, Е. Успенская, С. Шохин, а также художница Татьяна Борисовна Александрова, концертмейстер Наталья Александрова. Сергей Образцов был руководителем и режиссером театра. Ведущим актером театра был старейший кукольник страны И.А. Зайцев.
В течение первых пяти лет театр не имел собственного помещения. Для перевозки декораций и прочих вещей приобрели мерина по имени Картер, купили телегу и наняли кучера. Позже их заменил автомобиль. И машина с надписью «ГЦТК» развозила актеров с куклами по московским дворам, школам, паркам, домам культуры Москвы.
Первым спектаклем театра стал «Цирк на сцене» с участием кукол-марионеток, сыгранный 5 ноября 1931 года. А первым представлением, поставленным Образцовым – «Джим и Доллар» – политический памфлет А. Глобы, премьера которого состоялась 1 апреля 1932 года. Представление имело успех у зрителей, а театр начал поиски своего репертуара, создавая оригинальные конструкции кукол и варианты оформления сцены, свободно варьируя стилистику спектаклей – от народной сказки до агитационного спектакля. Было сформулировано и кредо театра: «Не будем играть куклами то, что люди сыграли бы лучше».
Все спектакли 1930-х годов ставились для детей. Творческий путь ГАЦТК отмечен спектаклями, вошедшими в золотой фонд отечественного и мирового театрального искусства: «Братья Монгольфье» (1934), «Пузан» (1934), «Каштанка» (1935), «Сказка о попе и работнике его Балде» (1936), «Кот в сапогах» (1937), «Терем-теремок» (1940) и другие. Среди них, пронизанный карнавально-сказочной атмосферой спектакль «По щучьему велению», поставленный в 1936 году, – с уникальной конструкцией круглой ширмы – многие театроведы восприняли «главным кукольным спектаклем ХХ века», применяющим мейерхольдовские открытия. В 1940 году поставлен первый спектакль для взрослых – «Волшебная лампа Алладина», самый красивый спектакль театра, завораживающий волшебством чудесных превращений, восхитительной красочностью и выразительностью грациозных кукол. В постановке впервые были применены тростевые куклы. А размер кукол позволял показывать спектакль на большой сцене.
Спектакли театра кукол восхищали зрителей живым артистизмом и новаторской изобретательностью. За несколько лет театр стал настолько популярным, что в 1937 году правительство решило предоставить в распоряжение труппы помещение в центре Москвы на площади Маяковского (бывший Реалистический театр). Театр к тому времени не только пополнил свой штат, но и создал собственный музей, впоследствии ставший уникальной сокровищницей кукол.
В годы Великой Отечественной войны здание было частично разрушено, театр эвакуировали в Новосибирск. Артисты создали фронтовую бригаду, которая 328 раз выступала перед солдатами и офицерами в госпиталях и на передовой с сатирической «Фронтовой программой».
После войны театр работал в Москве и гастролировал по стране. В 1946 году был поставлен спектакль для взрослых, ставший визитной карточкой театра – «Необыкновенный концерт» (до 1949 года – «Обыкновенный концерт»).
Пародийно-сатирическое представление создавали по принципу театрального «капустника». Все участники постановки были заражены идеей сделать смешную пародию на обыкновенный концерт. Таких стандартных концертов на эстраде было в то время очень много. Все они были стереотипны и вполне созрели для смешной пародии. Поэтому спектакль назвали «Обыкновенный концерт». Спектакль имел оглушительный успех. «Необыкновенный концерт» стал самым известным в мире русским кукольным представлением XX века и вошел в Книгу рекордов Гиннесса как спектакль, который посмотрело самое большое число зрителей в мире.
В 1950-х было создано 15 спектаклей, как детских, так и взрослых. В 1960-х — 1970-х годах возникают спектакли по мотивам творчества Корнея Чуковского: «В гостях у Чуковского» (1962), «Наша Чукоккала» (1973).
В 1970 году театр переехал в новое здание на Садовой-Самотечной улице, оснащенное трансформирующимися стенами, сложным раздвижным занавесом. Символом театра стали часы на фасаде.
Великолепные металлические часы, украшающие фасад, стали «визитной карточкой» театра. Их размер четыре метра в длину и три в ширину. В центре находится циферблат с золотыми стрелками и золотыми цифрами. Сверху большой петух, по диаметру циферблата 12 домиков с золотым орнаментом. Каждый час поочередно открывается домик, соответствующий времени, из него появляется сказочный персонаж. Вокруг циферблата часов и двенадцать животных – сказочных персонажей – приветствуют под музыку народной песни «Во саду ли, в огороде» в аранжировке Н. Богословского собравшихся перед театром. Все вместе животные появляются лишь дважды – в полдень и в полночь. Авторы часов – скульпторы Дмитрий Шаховской и Павел Шимес, механизм придумал Вениамин Кальмансон.
С фигурками и самими часами Театра кукол связана городская легенда, известная всем любителям спиртных напитков. В советское время спиртное продавалось в магазинах только с 11 часов дня. Посетители находившегося неподалеку с Театром кукол гастронома, желавшие опохмелиться, с нетерпением ждали этого момента. И вот о наступлении заветного времени им сообщал волк, который «поселился» в домике, заменяющем число «11». Поскольку в лапах у волка был нож, то люди шутили, что волк дождался своего часа и готовится нарезать закуску. С тех пор на долгие годы 11 часов утра, когда начиналась продажа спиртного в СССР, по всей стране стали называть «часом волка», именно благодаря часам Театра кукол.
Архитектурный комплекс является эталоном для всех стационарных театров кукол мира (сложный раздвижной занавес, трансформирующиеся стены зала, позволяющие «окружить» зрителя куклами, «бегающий» звук). В здании находится библиотека, крупнейший в мире Музей театральных кукол, основанные актером и режиссером А. Федотовым еще в 1937 году. Музей театральных кукол – единственный в России и один из крупнейших в мире – собрание театральных кукол всех известных систем от античности до наших дней, а также архивных материалов и письменных документов, специализированной литературы и других раритетов. В музее представлено более 4 тысяч экспонатов.
Центральный театр кукол является российским и мировым центром подготовки профессиональных актеров, режиссеров, художников-кукольников. В 1969 году театр был награжден орденом Трудового Красного Знамени. 14 сентября 1981 года ему было присвоено звание «академический». Театр является единственной в мире Академией искусства играющих кукол. В 1992 году, после смерти С.В. Образцова, театр стал носить его имя.
Среди наиболее популярных нынешних спектаклей театра – «По щучьему веленью», «Маугли», «Конек-Горбунок», «Божественная комедия», «Безумный день, или Женитьба Фигаро».