Осенью 1910 года Глеб Котельников, находясь на трибуне Комендантского аэродрома в Санкт-Петербурге, наблюдал, как во время демонстративного полета из неожиданно развалившегося в воздухе аэроплана вывалился и камнем устремился к земле капитан Лев Мациевич. Парашюта, способного спасти авиатора в такой ситуации, в то время не существовало. Котельников был до такой степени потрясен, что тут же начал придумывать средство спасения. Первым делом конструктор сформулировал принципы будущего изобретения: на протяжении всего полета парашют должен быть при авиаторе, не мешая ему в случае, если понадобится срочно покинуть аэроплан, и обязан раскрываться автоматически, потому что при аварии летчик может быть без сознания. Изобретателя мучила только одна проблема: парашют должен быть компактным, брезентовый такой громоздкий, что для пилота места не хватает. А если пилота нет, то кого спасать-то? Помог случай — Глеб Евгеньевич увидел, как дама извлекла из сумочки шелковый комочек, превратившийся в шаль. «Купол надо шить из шелка, а вместо сумочки использовать легко открываемый ранец!» — осенило Котельникова. Закипела работа. В тот год артист Котельников сыграл 80 спектаклей, по утрам репетировал, а ночами вместе с женой кроил клинья для куполов и просиживал за швейной машинкой. Наконец опытный парашют был готов. Он имел круглую форму и укладывался в металлический ранец, расположенный на летчике при помощи подвесной системы. На дне ранца располагались пружины, которые выбрасывали купол в поток после того, как прыгающий выдергивал вытяжное кольцо (уже потом жесткий ранец был заменен мягким, а на его дне появились соты для укладки в них строп).
Парашют испытывался с помощью специально сконструированного манекена, которого Котельников назвал Иван Иванович. Глеб Евгеньевич представил изобретение высокой государственной комиссии, но руководство Главного инженерного управления особого энтузиазма не проявило и проект отвергло, а командующий Российскими Воздушными силами Великий князь Александр Михайлович недвусмысленно высказался: «Парашют в авиации — вещь вредная, так как летчики при малейшей опасности будут спасаться на парашютах, предоставляя самолеты гибели». В 1912 году ранец-парашют официально получил патент за № 438612. «Мое изобретение является первым в мире автоматическим спасательным приспособлением. Конструкция его чрезвычайно проста, так как отказ от действия возможен лишь, как несчастный случай». Парашют успешно прошел испытания и им стали укомплектовываться экипажи самолетов «Илья Муромец». Вначале изобретение было названо спасательным прибором, потом появилось название ранец-парашют, позже «РК-1» (Русский, Котельников, модель первая).