18 января 1925 года в СССР состоялась премьера немого черно-белого художественного фильма «Броненосец Потемкин». Режиссер Сергей Эйзенштейн снял его на первой кинофабрике «Госкино» (киностудия «Мосфильм») в 1925 году на основе реальных событий, произошедших в июне 1905 года, когда на броненосце «Потёмкин» команда подняла восстание и захватила корабль. Впервые картина была показана в кинотеатре «Государственный Электротеатр» на Арбате (ныне это кинотеатр «Художественный»).
Первые зрители, пришедшие на премьеру, были поражены не только фильмом, но и премьерной обстановкой. Весь служебный персонал, от билетера до киномеханика был одет в морскую форму, а фасад здания кинотеатра был оформлен в виде военного корабля. Этот антураж, воссоздающий атмосферу фильма, был создан группой активистов советского авангарда, в числе которых был и Владимир Маяковский.
Фильм был с восторгом принят на заседании кинокомитета, посвященном 20-летию первой русской революции.
Премьера показала, что «Броненосец Потемкин» — это нечто большее, чем наглядное пособие к лекциям по истории партии. За первые три недели кинопроката только в Москве его посмотрели более 300 тысяч человек.
С восторгом приняли картину и на заседании кинокомитета, дав ей «зеленый свет» для широкого показа за границей. Наибольший успех «Броненосец Потемкин» имел в Германии: достаточно сказать, что когда в одном из городов фильм попал под запрет, начались массовые протесты. Разрешение на показ «Броненосца немецкая прокатная фирма добилась через суд, однако картина была показана в урезанном виде: из нее вырезали самые жесткие сцены. Эти вырезанные фрагменты длительностью около четырех минут впоследствии так и не были найдены.
Кинорежиссер Геннадий Полока, поставивший несколько лет назад картину «Возвращение броненосца» считает, что «мировой кинематограф до сих пор не знает такого масштабного ощущения событий, которые существуют в фильме «Броненосец Потемкин». В одном из интервью он сообщил: «…около 100 фильмов используют принцип Потемкинской лестницы». Потемкинская лестница действительно до сих пор считается одним из самых сильных по эмоциональному воздействию эпизодов в мировом кино. Здесь все смонтировано таким образом, чтобы зрители, вовлеченные в гущу событий, смогли почувствовать себя не свидетелями, а жертвами жестокого расстрела. Сцены расправы над мирными жителями Одессы показывали, что может натворить бездумная военная машина.
До сих пор критики единодушно называют «Броненосец Потемкин» лучшим фильмом всех времен и народов.
Фильм был озвучен в 1930 году, повторно озвучен в 1950 году, восстановлен в 1976 году. Последняя редакция фильма создана под художественным руководством Сергея Юткевича. Режиссер восстановления – Дмитрий Васильев.