Этот день в истории: Первый в мире научно-фантастический фильм вышел на экраны - Новости Новомосковска - самые свежие и актуальные новости

Этот день в истории: Первый в мире научно-фантастический фильм вышел на экраны

2 мая 1902 года во Франции на экраны вышел первый в истории кинематографа научно-фантастический фильм режиссёра Жоржа Мельеса «Путешествие на Луну». Этот фильм, длительностью 21 минуту, стал одним из самых знаменитых работ режиссера.

«Путешествие на Луну» (фр. «Le Voyage dans la Lune») – короткометражная фарсовая комедия, пародирующая сюжеты романов Жюля Верна «Из пушки на Луну» и Герберта Уэллса «Первые люди на Луне». Поставлена Жоржем Мельесом по собственному сценарию, на созданных им декорациях, на его частной студии и силами его актёрской группы. Картина наполнена спецэффектами, большинство которых изобрёл сам Мельес.

Сюжет: Учёный делает в Академии доклад о возможности полёта на Луну. После бурных дискуссий решено отправить на Луну экспедицию, для которой строится космический корабль в виде полого снаряда, который запускается в космос выстрелом из огромной пушки. Снаряд падает на Луну. Академики выходят на поверхность Луны, любуются видом на Землю и ложатся спать. Утром они идут исследовать найденную пещеру, где встречают прыгучих селенитов (в фильме их изображали профессиональные акробаты). Расправившись с селенитами при помощи зонтиков, ученые решают вернуться на Землю, садятся в снаряд, после чего последний академик сталкивает снаряд с края Луны и сам прыгает следом. Снаряд падает в океан и благополучно доплывает до гавани. Прибывших путешественников с почётом встречают соотечественники.

На страницах энциклопедий, посвященных истории кинематографа, всегда можно увидеть имя Жоржа Мельеса – мага и фокусника, актёра и режиссёра, изобретателя и первооткрывателя. Ему обязаны своим появлением жанры кино-фантастики и ужасов. Он снимал документальные фильмы и волшебные сказки, сюрреалистические феерии и приключенческие ленты, которые не утратили своего обаяния и по сей день.

Познакомившись с изобретением братьев Люмьер, Жорж Мельес немедленно начал обогащать это изобретение, придумывая всевозможные постановочные трюки. В частности, он является автором знаменитой в свое время миниатюры, в которой в одном кадре у человека голова была, а в другом – отсутствовала. Возникало ощущение, что голову человеку отрубают буквально на глазах у зрителя. Это производило шокирующее впечатление, и современники прозвали Мельеса, увлекавшегося, помимо всего прочего, разного рода оккультизмами и мистификациями, Мефистофельесом, скомбинировав имя режиссера и имя известного мифологического персонажа.

Широкое признание пришло к Мельесу в 1928 году. Его вклад в кино был наконец оценен. Чарли Чаплин назвал его «алхимиком света», Д.У. Гриффит сказал: «Я обязан ему всем». В 1931 году Мельес получил орден Почетного Легиона.

Режиссёр закончил свои дни в пансионе для престарелых актеров, до конца жизни надеясь вновь вернуться к творчеству. Если Люмьеры положили начало реалистическому направлению в кинематографе, используя свое изобретение лишь для документальной съемки сцен из жизни, то Мельес ввел в кино вымысел, фантазию и воображение.

Автор новости Людмила Иванова