26 мая 1913 года на лугу, примыкавшем к Корпусному аэродрому в Петербурге авиатор-конструктор Игорь Сикорский вместе с 4 пассажирами совершил первый полёт на первом в мире четырёхмоторном самолёте «Русский витязь». Самолёт поднялся на высоту около 100 м и полчаса (не при полной силе газа) развил скорость до 100 км/ч, очень хорошо сделал несколько крупных виражей и плавно приземлился. Наблюдавшая за этим публика была в восторге.
Этим полётом Игорь Иванович Сикорский наглядно опровергнул предсказания многих «специалистов» о том, что «Витязь» не будет в состоянии летать. Многие иностранные специалисты в области авиации отказались от идеи построить большой самолёт. Однако русский изобретатель наглядно разрушил все их теоретические построения. Это был триумф человеческой изобретательности и победа русского конструктора над многочисленными критиками и злопыхателями.
27 мая «Витязь» совершил ещё один полёт. На борту были И. Сикорский, В. Янковский и четыре механика. Полёты дали огромный объём информации и хорошую пищу для размышлений.
Молодой инженер создал эту машину в качестве опытного самолёта для стратегической, дальней разведки. На нём можно было разместить как два, так и четыре мотора. Уже тогда инженер понимал, что будущее за большими летальными аппаратами. Он решил создать самолёт с несколькими моторами: если один выйдет из строя, остальные продолжат работать, и самолёт останется в небе. Когда Сикорский озвучил свою идею, многие подняли изобретателя на смех: считалось, что большой самолёт вообще не способен взлететь. В молодого инженера поверил лишь Михаил Владимирович Шидловский, глава Русско-Балтийской вагонной компании. Он одобрил замысел Сикорского, и работа по строительству первого в мире четырехмоторного самолёта закипела.
Энтузиасты трудились по 14 часов в сутки, и в марте 1913 года общая сборка самолёта по чертежам Сикорского была завершена. Благодаря Шидловскому проект был запущен и полностью оправдал себя.
Самолёт первоначально назывался «Гранд» (что означает «большой»). Летательный аппарат полностью оправдывал своё название: он превосходил по размерам и весу все самолёты, которые когда-либо были построены. Взлётный вес гиганта составлял более 3 тонн, а размах верхнего крыла – 27 метров. Сам самолёт достигал 20 метров в длину. Поднять такую махину в воздух должны были четыре мощных двигателя по 100 лошадиных сил каждый.
Игорь Сикорский уверял: «Гранд» сможет не только взлететь сам, но и поднять груз более 700 килограммов. Внутри самолёт тоже кардинально отличался от своих предшественников. Он был оснащён первой в мире закрытой кабиной для экипажа и салоном с 4 местами для пассажиров. Изобретатель предусмотрел даже возможность ремонта борта прямо во время полёта. Для этого он оборудовал боковые выходы, которые обеспечивали экипажу доступ к двигателям. Непохожий ни на одну модель самолёт стал новым словом не только в российской, но и в мировой авиации.
После первого полёта Сикорский доработал аппарат и дал ему новое имя – «Русский витязь».
Определённую роль в развитии проекта сыграл император. Молва о воздушном гиганте покатилась по России. Николай II выразил желание осмотреть его. Самолет перегнали в Красное Село.
Царь поднялся на борт. Вскоре Игорю Сикорскому передали от него памятный подарок – золотые часы. Положительное мнение монарха защитило самолёт от попыток запятнать репутацию этого удивительного проекта.
Машина молодого инженера Игоря Сикорского открыла новую страницу в истории мировой авиации. 2 августа 1913 года самолёт установил мировой рекорд продолжительности полёта – 1 час 54 минуты с семью пассажирами на борту. Этот самолёт, превосходивший по размерам и взлетному весу все машины, построенные до этого момента, стал основой для нового направления в авиации – тяжелого самолетостроения.
«Русский витязь» стал родоначальником всех последующих тяжёлых бомбардировщиков, транспортников, разведчиков и пассажирских авиалайнеров в мире. Прямым продолжателем «Русского витязя» стал четырехмоторный самолёт «Илья Муромец».
В 1914 году изобретатель на Русско-балтийском вагоностроительном заводе построил второй свой самолет «Илья Муромец» с 100-сильным двигателем и размахом крыльев 31 метр, на котором сам совершил перелет из Петербурга в Киев и обратно. В том же году решением военного министра России было введено в действие положение «Об организации эскадры воздушных кораблей «Илья Муромец», который по техническим характеристикам не имел себе равных на то время.
Когда надёжность тяжёлых самолётов была полностью доказана, их стали использовать для военной разведки, а также в качестве бомбардировщиков. В 1915 году, во время Первой мировой войны, российские лётчики на «Илье Муромце» совершили бомбардировку железнодорожной станции у горы Пилленберг.
В последующие годы И.И. Сикорским были созданы вертолеты-краны, вертолёты-амфибии, вертолёты-тральщики, турбинные вертолёты с убирающимися шасси и 15 типов самолётов. Один за другим его изобретения устанавливали мировые рекорды грузоподъемности и скорости, а некоторые модели вообще не знали себе равных многие годы.