Этот день в истории: Первое исполнение хореографической миниатюры "Умирающий лебедь" - Новости Новомосковска - самые свежие и актуальные новости

Этот день в истории: Первое исполнение хореографической миниатюры «Умирающий лебедь»

4 января 1908 года (22 декабря 1907 года по ст.ст.) на благотворительном вечере в Мариинском театре, Анна Павлова исполнила специально поставленную для неё выдающимся хореографом Михаилом Фокиным миниатюру «Лебедь». Позже номер получил название «Умирающий лебедь».

Хореографическую миниатюру для Анны Павловой Михаил Фокин поставил на музыку французского композитора Камиля Сен-Санса. «Лебедь» проживает целую жизнь за две с половиной минуты и в последующих редакциях хореографическую зарисовку с драматургией целого балета Фокин назвал «Умирающий лебедь», хотя в финале музыкального произведения Сен-Санса не было трагического конца. Сен-Санс был удивлён такой трактовкой: в его пьесе лебедь не умирает, и музыка написана в мажорной тональности.

Возможно, образ Анны Павловой, её печальный взгляд и пластика, которую она изучала, глядя на живого лебедя явились основой для драматической линии номера, который не может исполнить балерина без духовного наполнения. На сцену, огромную или маленькую, спускался луч прожектора и следовал за исполнительницей. Спиной к публике на пуантах появлялась фигурка, одетая в лебяжий пух. Она металась в замысловатых зигзагах предсмертной агонии и не спускалась с пуантов до конца номера. Силы ее ослабевали, она отходила от жизни и покидала ее в бессмертной позе, лирически изображающей обреченность, сдачу победителю – смерти. В этой миниатюре важна актёрская индивидуальность, печальный «Лебедь» может бороться за жизнь или смиренно сложить свои крылья перед неизбежной кончиной. Единое слияние тринадцатой части оркестровой сюиты «Карнавала животных» с пластичными, как-бы перетекающими линиями танца «Умирающего лебедя», стало воплощением нежности, хрупкой красоты, подчеркивая ее зыбкость и ранимость любви.

Когда Сен-Санс увидел Павлову, танцующую его «Лебедя», он добился встречи с ней, чтобы сказать: «Мадам, благодаря вам я понял, что написал прекрасную музыку!»

Хореографическая миниатюра-монолог «Умирающий лебедь» в исполнении Анны Павловой стала одним из высоких эталонов русской балетной школы.

«Умирающий лебедь» впоследствии стал коронным номером и для Майи Плисецкой. Если бы точно было известно, сколько раз она его исполнила, это число наверняка попало бы в книгу рекордов Гиннесса. Но установить его не представлялось бы возможным — слишком часто приходилось его бисировать.

Никогда не любившая повторов, Плисецкая видоизменяла номер: выходила из разных кулис, появлялась то спиной к публике, то лицом, делала разные акценты в финальной позе. Неизменными оставались только прославившие ее на весь мир лебединые движения рук.

Автор новости Мария Лопухина