28 марта 1971 года в эксплуатацию была сдана первая очередь Волжского автомобильного завода, и фактически начался массированный выпуск нового для СССР автомобиля «Жигули» ВАЗ-2101, очень быстро получившего в народе прозвище «копейка». За основу «копейки» был взят итальянский автомобиль Fiat 124, созданный ещё в середине 60-х годов, который был доработан с учётом всех наших дорожных и сервисных нюансов.
Примечательно, что бренд «Жигули» как-то изначально не воспринимался всерьёз: в СССР у большинства неавтомобильного населения он вызывал ассоциации с популярной маркой пива, а за границей, куда, кстати, сразу начали продвигать новую советскую марку, не все могли прочитать и выговорить замысловатое слово «Zhiguli». Тем более что в некоторых странах это слово вызывало у потребителей ассоциации с сомнительным понятием «жиголо». Одним словом, маркетологам с Волжского автомобильного завода пришлось напрячься и придумать для экспортной версии «Жигулей» более короткое и легкопроизносимое слово «Лада».
Кстати, несмотря на серьёзную конкуренцию на мировом автомобильном рынке, советские легковушки от Волжского автомобильного завода неплохо продавались во все страны мира. Естественно, и по качеству, и по набору опций экспортные «Лады» заметно отличались от «Жигулей» для внутреннего пользования.
Например, для Канады наши машины делались с более массивными бамперами, импортными шинами и «габаритами» на задних крыльях. В салоне устанавливались более комфортные сиденья с подголовниками, на «торпеде» возле часов появился индикатор непристёгнутых ремней, расположенный в одном блоке с лампой Check Engine. Экспортные «Жигули» оснащались системой снижения токсичности, а также более совершенной тормозной системой. В качестве опций предлагались кожаная оплётка руля, радиоприёмник и литые диски.
Такая забота о клиенте не осталась незамеченной, поэтому только в Канаду за первые четыре года экспорта было продано 12,9 тысячи машин. Кстати, в рекламных проспектах делался акцент на толщине металла и антикоррозионной стойкости кузова. Впрочем, решающим аргументом для покупки советской машины всё же оставалась её сравнительно невысокая цена. В своё время в Западной Европе ходила такая шутка: «Как удвоить цену «Лады»? Ответ: поставьте в неё магнитолу».
Действительно, если переводить цену в инвалютные рубли, экспортная «копейка» за границей стоила 2–2,3 тысячи рублей, а для советского покупателя она обходилась в 5,5 тысячи рублей, то есть целое состояние, поскольку за эту цену в некоторых городах вполне можно было купить двухкомнатную кооперативную квартиру. Тем не менее просто так купить «Жигули» было нереально – только через гигантскую очередь.
В нашей стране выпуск «копейки» приостановлен ещё в середине 80-х годов прошлого века, однако эти культовые машины до сих пор встречаются по всему земному шару. Больше всего «копеек» было продано на Кубу, где их до сих пор эксплуатируют в большом количестве. Впрочем, уникальный климат Острова Свободы вообще благоволит к любой автотехнике – там до сих пор ездят на американских машинах, сохранившихся со времён диктатора Батисты.
Немало первых «Жигулей» было продано в Египет и Германию, где до сих пор «копейка» считается хитом у коллекционеров – отреставрированную первую модель «Лады» продают по цене 5–8 тысяч евро.
Впрочем, не только в Европе – даже в Штатах полно энтузиастов, которые с большим пиететом относятся к древним «копейкам». Там аутентичную «Ладу» можно купить за 3–5 тысяч долларов без реставрации.
Кстати, несмотря на массу шуток и анекдотов про «Жигули», в народе сохранились самые светлые воспоминания об этом внешне неказистом автомобиле исключительно из-за его потрясающей выносливости. Во время первых испытаний «копейки» было установлено, что капитальный ремонт для неё требовался после 10 пробегов от Москвы до Владивостока. На практике срок постоянной эксплуатации до капремонта первой вазовской модели доходил до 20 лет.
Всего за всю историю этой легендарной модели ВАЗ выпустил их порядка 2,7 млн штук.