Идея о постройке этого моста была высказана еще 13 марта 1829 года при утверждении Николаем I перспективного плана Петербурга. Однако, в те времена создание такого постоянного моста было технически недостижимо, так что пришлось ограничиться организацией перевоза. 5 июня 1884 года Государственный совет признал «Охтинский пригородок подлежащим соединению, в хозяйственном отношении, к городу С.-Петербургу с тем, чтобы мера сия была приведена в исполнение по устройстве через р. Неву моста, которым предполагается соединить столицу с означенной местностью». Дебаты о выборе трассы моста продлились вплоть до 16 января 1906 года. Параллельно, 1 сентября 1901 года Городская управа объявила международный конкурс на лучший проект моста с призами в 12, 8 и 5 тысяч рублей. На представление проектов отводилось двенадцать месяцев.
На конкурс было подано шестнадцать проектов: 7 — из Петербурга, 1 — из Москвы, 2 — из Парижа, 1 — из Франкфурта-на-Майне, 2 — из Вены, 1 — из Амстердама, 1 — из Барселоны и 1 — из Чикаго.
Однако все они не удовлетворили жюри. Было решено премии не присуждать, однако по рекомендации экспертной комиссии были приобретены четыре проекта: «7.6» инженера С.П. Бобровского и архитектора В.П. Апышкова, «Кронштадт-Тулон» французского строительного общества «Левале-Перрэ», «Два якоря» инженера А. Шнелля из Вены и «Свобода судоходству» инженера Г.Г. Кривошеина и архитектора В.П. Апышкова. Именно последний проект и было решено реализовать.
В шестимесячный срок Кривошеин и Апышков составили окончательный проект (на эти работы им было ассигновано 40 тысяч рублей) и представили его к 24 сентября 1907 года. 26 июня 1909 года, в двухсотлетнюю годовщину Полтавской битвы была произведена закладка моста.
8 ноября 1911 года мост Петра Великого был открыт для движения транспорта и пешеходов.