Этот день в истории: Начал работу международный нефтепровод "Дружба" - Новости Новомосковска - самые свежие и актуальные новости

Этот день в истории: Начал работу международный нефтепровод «Дружба»

18 декабря 1958 года на проходившей в Праге X сессии Совета экономической взаимопомощи, объединявшего большинство стран социалистического лагеря, по инициативе Никиты Хрущева было принято решение о строительстве магистрального нефтепровода «Дружба».

В соответствии с проектом, разработанным московским институтом «Гипротрубопровод», труба общей длиной около шести тысяч километров начиналась в татарском Альметьевске — центре крупнейшего в тот период нефтедобывающего района СССР — и шла на запад через Куйбышев (ныне — Самара), Пензу, Липецк, Орел и Брянск.

Около белорусского Мозыря трасса разделялась на две части. Северная проходила через Польшу в ГДР, упираясь в город Шведт, где сразу же, как и в Мозыре, началось строительство крупного НПЗ. Южная ветка через Украину шла к Праге и словацкому городу Шаги, где разветвлялась и приводила к Братиславе и Будапешту.

Кроме этого, нефть из трубы, погруженная на одесском терминале на танкеры, шла по Черному морю в Болгарию, в построенный возле Бургаса нефтепорт.

Всего через тринадцать месяцев после начала грандиозной стройки, 24 января 1962 года, был сдан в эксплуатацию первый пусковой участок от Мозыря до Бродов во Львовской области, откуда нефть по железной дороге доставлялась в резервуарный парк «Будковце» в Чехословакии.

Вскоре заработал участок трубы до приграничного Ужгорода, откуда нефть железнодорожным же путем отправлялась в Венгрию, Польшу и ГДР. «Сквозное движение» нефти по трубе было открыто 15 октября 1964 года.

«Дружба» с ее беспрецедентной длиной и 80 насосными станциями была занесена в Книгу рекордов Гиннесса как самый протяженный нефтепровод в мире. Первоначальная мощность нефтепровода составляла 30 миллионов тонн в год, но через десять лет за счет второй нитки диаметром 1220 мм объем прокачки почти удвоился.

Автор новости Ирина Алмазова