«Варяг» был построен в Филадельфии и спущен на воду 1 ноября 1899 года. По мнению многих зарубежных газет, крейсер отличался большой скоростью и вполне мог претендовать на первое место среди кораблей своего класса.
Крейсер строился по заказу царского правительства в американской Филадельфии на судоверфи Крэмпа, со стапелей которой до этого уже сошли крейсеры «Европа», «Азия», «Африка» и «Забияка». Еще только велись корпусные работы, а в Филадельфию уже начали прибывать русские моряки из будущих экипажей кораблей. Их становилось все больше, и тогда община русских эмигрантов решила построить в этом американском городе православную церковь – Андреевский собор. По случаю спуска корабля в храме состоялся торжественный молебен, на котором присутствовали официальные представители американского правительства, русский посол, военный и военно-морской атташе России. В городской газете «Филадельфия инкуайер» на первой полосе была опубликована большая статья, посвященная этому событию.
Однако полностью строительство корабля было завершено только весной 1901 года, а 10 марта крейсер покинул Филадельфию. Провожать его вышло все русское население города.
Во время русско-японской войны 27 января (9 февраля) 1904 года крейсер первого ранга «Варяг» и канонерская лодка «Кореец» были блокированы японской эскадрой из 15 кораблей в корейском порту Чемульпо. Утром 27 января 1904 года капитан крейсера «Варяг» Руднев сказал команде: «Никакого разговора о сдаче крейсера быть не может. Мы не сдадим им корабль, ни сдадимся сами и будем бороться до последней возможности».
По старой традиции все моряки переоделись в чистую форму, отчетливо понимая, что вряд ли удастся остаться в живых.
Подняв якоря, «Варяг» и «Кореец» двинулись навстречу неминуемой смерти. Кораблям союзников просигналили: «Не поминайте нас лихом!». Экипажи иностранных держав, выстроившись на палубах, отдавали честь, а духовые оркестры исполняли свои гимны, а также в знак особого уважения гимн Российской империи. Предложение сдаться и спустить флаги русские моряки отвергли и вступили в неравный бой, который проиграли. После боя «Кореец» был взорван, «Варяг» затоплен.
Когда в 1904 году пришла весть о героической гибели «Варяга» в неравном бою, в Андреевском соборе состоялась торжественная панихида по погибшим. С тех пор каждый год 9 февраля здесь поминальной молитвой чтут память русских моряков.
В 1905 году японцы подняли «Варяг» и ввели в состав своего флота под именем «Сойя». Любопытен тот факт, что на корме японцы сохранили первоначальное название гордого крейсера. Неординарное решение, нарушавшее традиции любой морской державы, было закреплено указом самого императора Муцухито. И это лучше всего характеризует то, как высоко ценила страна Восходящего солнца доблесть российских моряков. Проявленное бесстрашие и презрение к смерти полностью соответствовало духу самураев и кодексу чести Бусидо. А то, что русские являлись их врагами, мало что меняло. Таких противников японцы умели уважать и восхищались их мужеством.
Крейсер «Сойя» использовался как наглядный пример для воспитания японских моряков. Каждую новую команду матросов-новобранцев или кадетов, прибывших учиться на него, выстраивали на палубе и рассказывали историю о том, как этот русский крейсер отказался сдаться, приняв бой с целой эскадрой. Во время первой мировой войны, в 1916 году, Россия выкупила «Варяг» у бывших врагов вместе с другими захваченными кораблями Первой Тихоокеанской эскадры.
Корабль вновь освятили и подняли наши флаги, гюйсы и вымпелы. 22 марта 1916 года крейсер, получивший прежнее название, был зачислен в состав флотилии Северного Ледовитого океана в качестве флагмана, и 27 марта 1916 года корабль вновь освятили и подняли наши флаги, гюйсы и Георгиевский вымпел. Кораблю был необходим серьезный ремонт. В феврале 1917 года его отправили на судоверфи в Глазго. Однако пока корабль плыл, в России произошла смена власти. После революции в России Британия конфисковала крейсер за долги царского правительства и в 1920 году продала его Германии как металлолом.
В 1920 году по дороге на место разделки легендарный «Варяг» попал в шторм и выбросился на скалы и вспоров днище у берегов Южной Шотландии, в заливе Ферт-оф-Клайд, недалеко от поселка Ленделфут.
4 июля 1976 года по инициативе потомка русских эмигрантов, бывшего офицера военно-морских сил, а на тот момент протодъякона Андреевского собора в американской Филадельфии Павла Карноуха, в церкви был открыт музей легендарного русского крейсера. Прихожане образовали мужской хор имени «Варяга». Всем его участникам сшили русскую морскую форму, на бескозырках было начертано имя корабля. Хор и по сей день выступает перед прихожанами.
Весной 2003 года в России начались съемки двухсерийного документального телефильма «Крейсер «Варяг», и летом того же года была организована специальная экспедиция по поиску останков «Варяга» в Ирландском море с участием российских аквалангистов.
3 июля 2003 года съемочная группа обнаружила в двух милях от Ленделфута, на глубине 6-8 метров, разрушенный взрывом корпус «Варяга». Российским аквалангистам удалось поднять на поверхность несколько фрагментов легендарного крейсера. В подводной экспедиции принял участие внук командира «Варяга» Всеволода Федоровича Руднева – Никита Руднев, специально прилетевший из Франции.
30 июля 2006 года в шотландском поселке Ленделфут, недалеко от того места, где нашел свое последнее пристанище «Варяг», состоялось открытие мемориальной доски в честь легендарного российского крейсера. 11 сентября 2007 года открыт памятник «Варягу». Монумент установлен в поселке Ленделфут – именно там, в Ирландском море, в 1920 году затонул российский крейсер.