5 марта 1930 года в московском кинотеатре «Художественный» состоялась демонстрация «Звуковой сборной программы № 1». На советские экраны вышло звуковое кино.
Сборная программа состояла из четырех сюжетов. Два из них были документальными: речь А. Луначарского о значении звукового кино и Марш С. Прокофьева из оперы «Любовь к трем апельсинам». Кроме того, в сборник вошли игровые сюжеты «Пятилетка» («План великих работ») и «Тип-Топ – звуковой изобретатель» режиссеров Абрама Роома и Григория Левкоева.
В следующем, 1931-м году, в том же кинотеатре состоялась премьера первого советского звукового полнометражного фильма «Путевка в жизнь». Это была первая «говорящая» картина, сделанная в СССР.
Режиссер Николай Экк (за эффектным псевдонимом скрывалась очень простая фамилия Ивакин) не входил в элиту молодого сообщества советских кинематографистов. Проще говоря, Экка никто особо не знал. Потому с такой ревностью восприняли его коллеги появление и успех «Путевки в жизнь». Ведь многие хотели освоить революционную методику звукового кино, но до поры советским специалистам это не удавалось. Примечательно, что Николаю Экку дважды пришлось выступить в качестве пионера кинематографа нового типа: в 1931-м, со звуковой «Путевкой в жизнь», и в 1936-м, когда вышла его картина «Груня Корнакова» — первая цветная лента советского кино.
Однако в начале 30-х далеко не все кинематографисты приветствовали перспективу появления звука в кино. Теоретик кино и сценарист Виктор Шкловский, режиссеры Сергей Эйзенштейн, Всеволод Пудовкин, Григорий Александров выражали озабоченность: не убьет ли звук кинематограф как искусство? В дальнейшем все они делали звуковые фильмы
В своих мемуарах режиссер Михаил Ромм вспоминал период становления производства звукового кино. В 1932 году он принимал участие в работе над фильмом Александра Мачерета «Дела и люди»:
«Звукооператор был тогда диктатором и тираном. Бывало, после репетиции режиссер с тревогой ждал слова звукооператора, а тот высовывался из кабины и безапелляционно вещал: «Товарищи актеры, я вас прошу все «а» говорить значительно тише, все «ы» значительно громче, букву «е» старайтесь немножко приподнять, на шипящие не напирайте, говорите их вскользь, еле-еле. А вот «б» и «п» говорите как можно отчетливее.
В конце концов оказалось, что в аппарате просто-напросто плохо отфокусирована ниточка и надо уметь ее фокусировать».