21 марта 1910 года Одессе на глазах у 100 тыс. человек один из первых русских военных летчиков 28-летний авиатор Михаил Никифорович Ефимов совершает первый в России полет на привезенном из Франции самолете «Фарман-IV» и впервые демонстрирует крутые виражи и пикирование в присутствии многочисленных зрителей. Это были первые публичные полеты во всей Российской империи.
В первый же день он осуществил пять полетов, выполнив три круга на высоте 50 м. Два полета он совершил и с пассажирами, которыми стали два главных спонсора аэроклуба – Ксидиас и предприниматель Артур Анатра, будущий создатель первого в России авиазавода. Это произошло через три дня после первого успешного полета Гудини над Австралией, в тот момент Ефимову было на семь лет меньше, чем Гудини, и летать он не перестал. После приземления на Михаила Никифоровича Ефимова надели лавровый венок с надписью «Первому русскому авиатору». Так зарождалась авиация в нашей стране.
Михаил Ефимов увлекался велоспортом, гонками на мотоциклах и во всем достигал успеха. Но настоящей его страстью было небо. В 1909 году Ефимов уехал на обучение к пионеру французской авиации Анри Фарману. Там он показал себя одним из самых талантливых учеников.
Ефимов вскоре успешно сдал экзамен на аэроплане, совершив полет продолжительностью 45 минут (новички обычно находились в воздухе несколько минут). Более того, затем он установил рекорд по продолжительности полета с пассажиром. Но настоящая слава ждала его в России.
В последующие годы он выиграл множество международных премий, стал выдающимся преподавателем летного дела, разбогател, был возведен в дворянство, храбро сражался на румынском фронте в Первую мировую, а в 1917 году встал на сторону большевиков.
После Октябрьской революции Ефимов проходил службу в авиации Черноморского флота. Захвачен в плен и расстрелян деникинцами в 1919 году: в августе Ефимова убил выстрелом в затылок белогвардейский офицер – в той самой Одессе, кумиром которой летчик был девять лет назад. Имя летчика занесено в книгу «100 первых дипломированных летчиков мира на заре авиации», которая хранится в национальном авиационном музее Франции.