Первым таким заведением стала школа при Исаакиевском соборе, которую Екатерина II открыла на собственные средства.
Если в 1750-е годы планировалось формировать систему образования по модели «один город – один университет – одна гимназия», то Екатерина настояла на создании «городской школы» в каждом районе Санкт-Петербурга.
Первые серьезные шаги к созданию школьной системы императрица сделала еще в 1760-х годах: в 1764 году были открыты Смольный институт благородных девиц, Воспитательное общество благородных девиц. В 1766 году ею был принят новый устав Сухопутного шляхетского корпуса.
Через год утвердили план учебных заведений уже для всей России. Было решено создать три типа общеобразовательных школ. Малые – двухклассные, средние – трёхклассные и главные – четырёхклассные.
Было введено предметное преподавание, единые сроки начала и окончания занятий, классная урочная система. Разрабатывались методики преподавания, единые учебные планы. В малой школе детей учили чтению, письму, основам грамматики и арифметики, священной истории и катехизису. В средней школе дополнительно изучали Евангелие, пространный катехизис, правописание, всеобщую историю и русскую географию. В главной школе к этому прибавлялся четвертый, в котором преподавали всеобщую и русскую географию, подробную всеобщую и русскую историю, математическую географию, русскую грамматику с упражнениями, основы геометрии, механики, физики, естественной истории и гражданской архитектуры и рисование. В проведении этой реформы большую роль сыграл сербский педагог Ф.И. Янкович де Мириево.
К концу века насчитывалось 550 учебных заведений с 60-70 тыс учеников.
В начале XIX века в России начнут открываться университеты, а главные училища будут переименованы в гимназии.
Эта система образования в общих чертах просуществует вплоть до 1917 года.