Юрий Белов работает педагогом уже 26 лет и до сих пор ходит на уроки к детям, как на праздник. По его словам, учитель – это наставник, который направляет своих учеников и выпускает их во взрослый мир.
В интервью нашей редакции он рассказал о современной системе образования, сложностях своей работы и могут ли учителя много зарабатывать.
С чего вы начинали?
У меня все было очень интересно. Я научился читать в четыре года, поэтому в детском саду воспитательница меня сажала читать детям сказки. Выступать в роли рассказчика, даже в таком раннем возрасте мне очень нравилось. Возможно, какой-то отпечаток в душе у меня от этого остался.
Потом я пошел в школу, где попал в класс потрясающей учительницы — Винник Тамары Андриановны. Она вложила в меня интерес к учебе и любовь к школе. В средних и старших классах мне также повезло, моей классной руководительницей стала Ткачева Людмила Борисовна, которая продолжала меня развивать, после чего я точно решил, что останусь в школе. В 92 году я ее окончил и через год пришел туда работать лаборантом по физике. Это подвигло меня поступать в педагогический ВУЗ. В 95 году я стал педагогом, и преподаю до сих пор. По образованию я учитель истории и обществознания.
Как заинтересовать ребенка учебой?
Увлечь детей очень просто. Главная задача учителя — увлеченно рассказывать. Вообще я считаю, что преподаватель — это актер и от того, как он будет подавать материал, будет зависеть заинтересованность детей.
Сколько я работаю, не видел почти ни одного ребенка, которому было бы неинтересно на моих уроках.
Сложно ли с детьми работать?
Сложно бывает неопытному педагогу. В начале своего пути мне было трудно. Я еще совсем молодой был, 21 год, дети старались меня воспринимать, как вожатого, старшего брата, товарища и это тяжело. Когда начинаешь требовать от ученика, он обижается, потому что воспринимает тебя не как учителя.
Самая главная задача любого молодого специалиста это выстроить правильные взаимоотношения учитель – ученик. Только спустя три года я понял, как необходимо общаться с детьми. А поначалу было тяжело, даже уроки могли срываться.
Вы разрешаете пользоваться гаджетами на уроках?
Телефоны мы у детей не отбираем, но пользоваться ими на уроках не разрешаем, только если это нужно для дела, например калькулятор открыть. Но опять же, в первую очередь заставляем считать в уме, потому что часто те навыки, которые приобретаются в начальных классах, постепенно стираются. Бывают случаи, когда к 11 классу ученик не помнит, как считать в столбик, а на ЕГЭ калькулятором пользоваться запрещено.
Как вы относитесь к ЕГЭ?
Я отношусь к ЕГЭ положительно. Внешний контроль тех знаний, которые даются детям, должен быть всегда. Другой вопрос, что некоторых заданий, которые есть в экзамене, нет в школьной программе. Конечно, ЕГЭ должен быть более адаптированный.
Не сложно ли определиться в школьном возрасте, куда поступать?
У всех детей есть определенные склонности к чему-то. К тому же в современном образовании большую роль берет на себя семья. Именно она должна быть опорой для ребенка. К сожалению, бывает такое, что родители отодвигаются от своих детей. Это в корне неправильно. Именно родитель может определить, какой склад ума у ребенка и помочь определиться ему с поступлением. Школа дает возможности, но их надо взять.
Почему мало молодых идут в работать в школу?
Например, в нашей школе, большинство учителей – наши выпускники. Они возвращаются к нам после института и не уходят.
Почему немного молодежи идут работать в школы? Новое поколение хочет быстрый результат, а он таким не бывает. Когда я был молодым специалистом, у меня было понимание, что для того чтобы чего-то добиться, нужно много работать, поначалу получать маленькую зарплату. Сейчас общество потребления, всем хочется все и сразу. Это, конечно, нормальное желание любого человека, но, к сожалению, школа сразу не может этого всего дать.
А вторая причина, что на учителя возлагается огромная ответственность. Они сразу сталкиваются с проблемами. Переживают за свои возможные педагогические промахи. Не каждый справляется с детьми, с натиском родителей. С этим молодым учителям должны помогать уже опытные специалисты. Объяснять, как лучше поступать в той или иной ситуации, как решать определенные проблемы.
Учитель может много зарабатывать?
Сейчас средняя зарплата в школе около 31-32 тысячи рублей. Учитель может заработать много, но это тяжкий труд. В первую очередь зарплата зависит от нагрузки, также важен творческий подход. Часть заработка любого педагога это участие в конкурсах, за них выплачиваются премии. Это точно не та работа, где ты сможешь зарабатывать много и при этом ничего не делать. На педагогов всегда накладывается огромная нагрузка и ответственность.
Что вы делаете с детьми, которые срывают уроки?
В первую очередь, должна быть найдена причина, почему ученик так себя ведет, 90% проблем исходит из семьи. Характер, мировоззрение ребенка в первую очередь формируется дома.
Работаем с семьей. К счастью, для этого есть социально-педагогические службы, педагог-психолог. Ребенок может выговориться, иногда даже сказать такие вещи, которые шокируют. После этого мы проводим большую работу с родителями. Самое главное установить хорошие отношения с семьей ребенка, чтобы было проще решать эти проблемы.
За что вы любите свою работу?
Я ее любил всегда. За детей, за отдачу, за возможность творчески себя проявлять. Я на урок иду, как на отдых. Мне очень повезло с работой, ни разу не было такого, что хотелось бросить все. Даже в трудные времена в 98 году, когда был дефолт и не платили зарплаты по несколько месяцев, я ходил на работу с радостью все равно. Не верится, но это правда.
Какой совет дадите молодым учителям?
Не бояться — главный совет, который я бы дал любому молодому учителю. Если ты взялся за это дело, значит доводи его до конца. Работай, учись, перенимай чужой опыт, это очень важно. И если ты открыт для всего, готов к непредсказуемой жизни в школе, то дороги для тебя везде открыты.