Корреспонденты нашей редакции большие любители кофе. Поэтому, нам было невероятно интересно поболтать с баристой одной из самых популярных кофеен города «Coffeeshopfamily» за чашечкой бодрящего напитка и поделиться с нашими читателями всеми секретами их успеха.
Бариста Саша рассказала нам о своей профессии, о том как открыть свою кофейню и не прогореть, о смешных историях с гостями и конечно не забыла, про борьбу с конкурентами и пережитую пандемию.
Почему ты решила стать баристой?
Это не было серьезным решением и получилось спонтанно. После окончания школы пошла учиться на заочное отделение и естественно, начала искать работу. Я решила пойти в кофейню, это было для меня спокойное размеренное место. Очень рада, что попала сюда, потому что это оказалось невероятно интересно и не так просто, как кажется.
Где учиться на эту профессию?
Обычно обучают в кофейне. Если по собеседованию видят, что ты способный и амбициозный человек, тебя берут. В кофейне дают начальное образование, чтобы ты не просто мог приготовить кофе, но и рассказать, о нем гостю. По мере твоего роста в кофейне, можно посещать разные курсы. Чаще всего отправляет начальство или приглашают специалистов в заведение, чтобы обучать всю команду.
Я считаю, что обучаться нужно обязательно и в любой профессии. Потолка быть не может и всегда есть куда расти. Иногда ты понимаешь, что гость знает о кофе больше чем ты — это очень неприятно. Поэтому, нужно всегда развиваться.
Чем отличается бариста от бармена?
Бармен работает непосредственно с любым видом напитков, алкогольные или безалкогольные. Бариста — как кофейный сомелье, работает исключительно с этим видом напитков, в зависимости от заведения, могут быть исключения. Например, наше меню включает в себя чай и сезонные напитки, такие как мохито, смузи и т.д.
Известно, что к барменам приходят часто излить свою душу. А часто ли гости любят поболтать на личные темы с баристой?
Да, постоянно, каждый второй посетитель о чем то с тобой разговаривает. Первые две недели работы, ты к этому привыкаешь, а потом, ты сам начинаешь общаться с клиентом, видишь его настроение и в течение рабочего дня, заряжаешься от них позитивом.
Видишь ли ты себя в этой профессии в будущем?
Да, я планирую продолжить, но с обратной стороны. Хочу свой бизнес, но который не будет ограничиваться только кофе. Также, я планирую пройти обучение, чтобы знать все изнутри. Не только, как готовить вкусный кофе, но и как обучать своих сотрудников, как построить хорошую работу. Бросать эту сферу, я точно не хочу. Она очень разнообразная и очень интересная.
Не тяжело ли будет с конкурентами? Все таки, кофеен в городе очень много и они появляются каждый день.
Конкурировать тяжело, но зато очень полезно. Большое количество похожих заведений будет заставлять вас всегда держать планку, все время придумывать что-то новое, а самое главное оригинальное и свое. Например, гости нашей кофейни всегда остаются довольны и не планируют уходить в другие места. Я даже могу сказать, что с каждым днем, посетителей становится все больше и больше, а это верный признак качества.
Что нужно, чтобы открыть свою кофейню и не прогореть?
Важно, быть готовым к любым проблемам. Первый год, в любом бизнесе, всегда будет очень сложным. Ты сам еще не понимаешь, что происходит, тебе не хватает опыта для решения казусных ситуаций. Например, в прошлом году все столкнулись со страшной пандемией. Коронавирус плохо пережили даже опытные предприниматели, а уж начинающим, было совсем тяжело. Нашу кофейню, например, пришлось закрыть, но мы нашли выход из ситуации и работали на вынос. Конечно, выручки было меньше, потому что гостей было не так много, но это помогло нам выдержать такое непростое время.
Также, при открытии своего бизнеса, важно, собирать команду изначально, а не в процессе работы. Иначе, тебе придется работать много и без выходных, а это сильно повлияет не только на твой организм, но и на восприятие. Из-за чего ты можешь бросить все в самом начале.
Я думаю, самое главное в своем бизнесе — это просто много работать и наслаждаться этим делом, ведь если ты делаешь что-то с удовольствием, все обязательно должно получиться.
Расскажешь немного о гостях, кто к вам приходит?
Гости приходят самые разные. Утром в основном приходят люди, которые работают в банках, администрации, салонах красоты. Днем, больше приходят молодые люди, просто пообщаться, кто-то проводит деловые встречи. Вечером гости приходят семьями, с друзьями, чтобы хорошо провести время. Они не просто разговаривают, но и играют в настольные игры. К гостям уже относишься, как ко своим друзьям. Ты всегда знаешь, что они закажут, всегда поговорят и подарят хорошее настроение. За время моей работы, самые запоминающиеся гости были из Америки. Во-первых, было полезно попрактиковать свой английский. А во-вторых, очень интересно пообщаться с такими людьми.
Бывают ли грубые клиенты?
Бывают, но мы всегда относимся к ним с понимаением. Мы все люди и у нас может случиться какая-то неприятная ситуация. Бариста нашей кофейни всегда помогают таким гостям. Мы готовим самый вкусный кофе, который только можем приготовить, очень искренне улыбаемся и пишем на стаканчике какое-нибудь пожелание. Когда гость берет кофе, видно, что настроение у него немного поднимается.
Что посоветуешь начинающим бариста?
Посоветую, не останавливаться при первой неудаче. Потому что любой путь, содержит в себе белую и черную сторону. Не бояться сталкиваться с новыми проблемами, а стараться искать пользу в них. Всегда после неудач, вас будет ждать что-то хорошее.