«Первомайский завод ЖБИ» в эти дни отмечает 55-летие. Сложно найти в нашем Новомосковске человека, кто хоть раз бы не слышал название предприятия, пусть даже не вдаваясь в подробности – что за завод, какую продукцию выпускает? Но большинство жителей города промышленников – знают. И знают о нём не только в Новомосковске, но и по всей нашей огромной стране.
АО «Первомайский завод ЖБИ» – специализированное предприятие по выпуску железобетонных конструкций для строительства тоннелей проходческими щитами для нужд коммунального хозяйства городов и инженерного обеспечения промышленных предприятий, а также товарного бетона и раствора высокого качества.
Можно было бы официально рассказывать и дальше – информации о предприятии очень много. Но всегда лучше поговорить с человеком, который знает о заводе всё. Тем более что за успехами и славной историей любого предприятия или организации стоят люди. Потому и беседа о «Первомайском ЖБИ» состоялась в кабинете генерального директора Алексея Вячеславовича Анисимова.
«Практически со дня основания география поставок нашей продукции охватывала очень отдалённые регионы страны, такие как Калининград, Санкт-Петербург, Дальний Восток, Краснодар, Сочи, Туапсе, — начал разговор Алексей Анисимов. – Как правило, для того, чтобы завести коммуникации на любой объект, работы производят закрытым способом, то есть просто траншею не делают, прокладывают тоннели. Производством изделий именно для таких работ, в том числе, и занимается«Первомайский завод ЖБИ». Но не только таких. Мы «приложили руку», например, к строительству объектов к Олимпиаде в Сочи. Наши изделия использовались и при строительстве Крымского моста – в частности, ряд коммуникаций в Керчи».
Интересно, что участие в таких глобальных проектах обеспечивает сравнительно небольшой коллектив предприятия – порядка 130 сотрудников.
«Основные объекты, где принимал участие «Первомайский завод ЖБИ», – строительство жилого сектора в Новомосковске, Туле и области. Если брать социальные объекты, мы поставляли ЖБИ и бетон на строительство центра для одарённых детей «Созвездие» на месте бывшей воинской части в Новомосковске, ледового дворца «Юбилейный». Мосты через реку Любовка – автодорожный и железнодорожный, путепроводы через улицу Мира и в районе посёлка Маклец – всё это тоже объекты, где использовалась продукция, изготовленная специалистами«Первомайского ЖБИ», — отмечает Алексей Вячеславович. – Или взять, к примеру, мемориальный комплекс в Урванском лесу – арку над памятником Скорбящей Матери на Братской могиле отливали у нас на предприятии. Затем, когда происходила реконструкция комплекса, мы делали основания кубов, на которых сейчас можно видеть фамилии красноармейцев, погибших при защите города в 1941 году.
Непосредственно на заводе известный новомосковский скульптор Ефим Львович Литвак изготавливал макет знамени, послуживший в дальнейшем для отливки знамени из бронзы, которое накрыло плиту на месте упокоения солдат, павших за Сталиногорск в 1941 году. Память о Великой Отечественной войне священна… Именно поэтому завод взял шефство над братской могилой, расположенной в д. Княгинино.
Обязательно проводится выезд заводчан к мемориалу в праздники 23 Февраля и 9 Мая. На этом список памятников, в которых есть доля труда завода, не исчерпывается. Так, именно здесь была сделана стела, установленная на въезде в город со стороны реки Дон, основа памятника учёным и конструкторам Подмосковного научно-исследовательского угольного института».
Неудивительно, что активное сотрудничество у завода давно сложилось и с местными крупными промышленными предприятиями, такими как АО НАК «АЗОТ» -«ЕвроХим», «Кнауф Гипс Новомосковск», «Проктер & Гэмбл», «Полипласт», «Аэрозоль Новомосковск», «Новомосковская ГРЭС» и многими другими предприятиями города… Не будет открытием, если сказать, что в новомосковском промышленном кластере каждое его предприятие подпитывает друг друга, предоставляя возможности для роста и дальнейшего развития.
Помимо этого продолжается сотрудничество с заказчиками из ряда других городов –тоннели строят повсеместно, и прежде всего – в столице. Тюбинги, из которых прокладывают тоннели, «Первомайский завод ЖБИ» продолжает изготавливать уже 55 лет. Авто- и ж/д транспортом продукция завода доставлялась даже в Азербайджан и республику Беларусь (Минск). Также в этом списке – Иркутск, Нижнекамск, Нижний Новгород, Артём, Симферополь, Новороссийск, Ростов-на-Дону, Череповец, Тольятти,Обнинск, Елец, Казань, Уфа, Воронеж и другие далёкие и близкие города.
Интересный факт. Несколько тоннелей, построенных из продукции «Первомайского завода ЖБИ»,проложены под дном Москва-реки.
Конечно, говоря о таком замечательном юбилее предприятия и его успехах нельзя не спросить о сложностях и проблемах, с которыми так или иначе приходится сталкиваться – без этого просто не бывает. Алексей Анисимов озвучил проблему с набором специалистов на рабочие специальности. К слову, аналогичные проблемы в наше время – у большинства предприятий промышленного сектора.
«Да, такая проблема есть, но справляемся – приглашаем, обучаем всем тонкостям,стараемся держаться за каждого. При этом наше предприятие не меняет традиций,сложившихся десятилетиями – мы социально-ориентированы всегда, — не без гордости говорит Алексей Вячеславович. – Именно так строили работу предыдущие руководители, многих из которых, к сожалению, уже нет с нами. И мы следуем тем же курсом. Предыдущий директор Вячеслав Анисимов сделал очень многое для сохранения и развития предприятия, принимая участие в жизни завода, будучи уже на пенсии. Нет уже и Евгении Михайловны Никитиной, начальника ОТК – она была не просто председателем заводского профсоюза, а настоящим организатором и человеком,которого коллектив ценил, уважал, любил».
В настоящее время социальная ориентированность на «Первомайском заводе ЖБИ»– это, прежде всего, своевременная выплата зарплаты сотрудникам, достойные условия труда, которые соответствуют современным требованиям. Также это такие составляющие, как выплата материальной помощи, если вдруг у сотрудника произошло несчастье. Помощь работникам оказывается и в тяжёлых жизненных ситуациях, но,конечно, это при наличии у человека, нашего сотрудника, положительных индивидуальных показателей. Кроме того, на заводе выплачивается материальная помощь при рождении детей, ну и куда же без подарков детям работников на всеми любимый праздник Новый год… Не забывает завод и про бывших работников, тех, кто уже вышел на заслуженный отдых. Материальная помощь оказывается ко Дню строителя, различным праздникам, а также при тяжёлых жизненных ситуациях.
«Тесное сотрудничество на протяжении долгих лет работы завода продолжается со строительным колледжем Новомосковска. У нас трудится много выпускников именно этого учебного заведения, многие сотрудники, начиная с рабочих специальностей, сейчас достигли должностей ИТР, — продолжает Алексей Анисимов. – Для студентов колледжа проводятся регулярные экскурсии на завод. Пандемия, конечно,этот процесс приостановила, но, к счастью, временно. Повлияло на отсутствие экскурсий и то, что в 2021 году не стало Вячеслава Алексеевича Анисимова, который всеми силами старался развивать это направление работы нашего предприятия.Недавно работа возобновилась. Кстати, производственная практика у нас оплачиваемая».
Вот такой завод, коллектив которого отмечает уже 55 лет со дня образования. А теперь давайте обратимся к летописи предприятия.
Исторические факты о заводе
— В середине 60-х годов прошлого столетия в Советском Союзе шёл бурный рост экономического развития. Велось большое промышленное и гражданское строительство. Ко всему этому нужно было прокладывать коммуникации, причём зачастую на большой глубине.
— Для решения этой задачи в феврале 1967 года в системе Министерства промышленного строительства СССР был образован специализированный трест по строительству подземных тоннелей бестраншейным способом, методом щитовой проходки. Были созданы два завода: в Туле – для изготовления горнопроходческой техники, и в Новомосковске – для изготовления железобетонных тюбингов.
— Временем рождения «Первомайского завода ЖБИ» считается июль 1967 года.
Цитата из приказа Межпромстроя СССР:
«На базе принять цеха от Узловского завода бетона и раствора, создать в составе треста «Тулашахтоспецстрой» Первомайский завод железобетонных изделий на самостоятельном балансе с местонахождением в г. Новомосковске (поселок Первомайский) с 1 июня 1967 года.»
— В дальнейшем частично изменился профиль работы, сферы и регионы, где применяются выпускаемые заводом изделия. Предприятие стало выпускать железобетон различного назначения, в том числе для гражданского, дорожного строительства, а для подземного строительства стали изготавливать не только железобетонные тюбинги, но и другие изделия (кольца, трубы, элементы подземных коллекторов).
— С 2000 года завод активно занимается производством железобетонных труб для бестраншейной прокладки диаметром 600, 800, 1000, 1200, 1500, 2000 мм. Начиная в конце 90-х годов в области микротоннелирования буквально с нуля – без знаний технологии и оборудования (всё это было только за границей – в Германии, Чехии и т.п.) – завод к настоящему моменту изготавливает железобетонные трубы,футерованные полиэтиленом и стеклопластиком.
— Для населения завод выпускает пустотные плиты перекрытий, фундаментные блоки, железобетонные заборы, тротуарную плитку и другие конструкции, а также товарный бетон и раствор.
Подготовил Михаил Ракитин