В 2018 году подводная группа поискового отряда «Д.О.Н» проводила разведку Шатского водохранилища с помощью гидролокатора. Дайверу Алексею Юлину лично удалось засечь объект на дне на глубине 9 метров. Вскоре дайверы обнаружили легендарный грузовик и обследовали его. Специально для подъема полуторки был построен плавучий кран катамаранного типа и, в августе 2018 года, спустя 76 лет нахождения под водой, машина вновь увидела свет.
По словам Алексея Юлина, кабина не сохранилась, так как была сделана из тонкого металла, а рама, передний и задний мосты, рессоры, карданная передача были в удовлетворительном состоянии. Кузов, сделанный из дубовых досок, сохранился хорошо – стал мореным. В некоторых узлах трансмиссии осталась смазка, которая законсервировала детали от коррозии. Шины Ярославского шинного завода сохранились хорошо – в одной шине даже сохранился воздух 1941 года. Две шины из гусматика были сильно повреждены взрывом. В кузове машины лежали фрикционы от легкого танка.
Алексей Юлин поделился подробностями трехлетнего скрупулезного процесса реставрации:
«Долгий и дорогой реставрационный процесс автомобиля идет своим чередом. Кузов подвергнут консервации. Двигатель заказан в Нижнем Новгороде и проходит обкатку на стенде. Собраны все основные узлы автомобиля – кабина, подвеска, рулевое управление, ходовая часть.
Хотим сохранить все запасные части, которые можно, а недостающие – только тех лет, не современные аналоги».
По материалам группы СТАЛИНОГОРСК 71.