Согласно данным Центра изучения потребительского поведения Роскачества (ЦИПП) , 82% опрошенных сообщили, что покупают органические продукты. При этом, как выяснилось, подавляющее большинство не видит разницы между понятиями «органический», «натуральный», «био», «эко» и считают эти слова синонимами, но это не одно и то же.
Что значит «Органический»
Минсельхоз России отмечает, что уже год в России действует Федеральный закон «Об органической продукции и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Согласно Закону, «надписи, используемые для маркировки органической продукции, могут содержать слово «органический», а также его сокращения или слова, производные от этого слова, отдельно либо в сочетании с наименованием органической продукции». Продукция, которая называется органической, должна соответствовать ряду критериев, в том числе:
• запрещается применять агрохимикаты, пестициды, антибиотики, стимуляторы роста и откорма животных, гормональные за исключением тех, которые разрешены действующими в России национальными, межгосударственными и международными стандартами в сфере производства органической продукции;
• нельзя использовать гидропонный метод выращивания растений и ионизирующее излучение;
• производство органической продукции должно быть обособлено от производства продуктов, не относящихся к органическим. Также нельзя смешивать органические товары с другими при их хранении и транспортировке.
Маркировать продукт как органический может только производитель, прошедший добровольную сертификацию в Российской Федерации и включенный в реестр Минсельхоза России. Сертификацию проводит, в том числе орган по сертификации Роскачества, который аккредитован Росаккредитацией. Для того, чтобы проверить достоверность того или иного сертификата, срок его действия, необходимо ввести его данные (если они указаны) или юридическое название производителя (должно быть на упаковке) в реестре.
Обозначения «Био», «Эко», «Натуральный», «Фермерский» никак не регламентируются. В настоящее время их использование — это маркетинговые приемы. Производитель имеет право наносить на упаковку различные «экологичные» слова, не имея никаких сертификатов. Продукция с такими обозначениями органической не является.