Профессор Дмитрий Романов: Пушкин создал литературу - Новости Новомосковска - самые свежие и актуальные новости

Профессор Дмитрий Романов: Пушкин создал литературу

Сегодня – День русского языка и 226-я годовщина со Дня рождения
Александра Сергеевича Пушкина.

О том, в чем уникальность «солнца русской поэзии» и почему так важно изучать творчество и судьбу Александра Пушкина как в школе, так и в университете, рассказал профессор кафедры русского языка и литературы факультета русской филологии и документоведения, член правительственной комиссии РФ по русскому языку Дмитрий Романов:

«Пушкин действительно, как сказал Достоевский, «Наше всё». С
Александра Сергеевича, собственно, начались и современная литература, и современный язык. И хотя за прошедшие двести лет определенная эволюция произошла, она не настолько сильна, чтобы его тексты перестали быть понятны. В своё время крупный пушкинист Валентин Семёнович Непомнящий говорил: есть такие авторы – и первый среди них Пушкин, – которые не просто писали повести, рассказы, поэмы, лирические стихотворения, баллады, а создавали целую литературу».

Как пояснил Дмитрий Анатольевич, Пушкин всего за три месяца Болдинской осени написал «Бориса Годунова», «Маленькие трагедии», цикл прекраснейших стихотворений, критические статьи, закончил «Повести Белкина» и «Евгения Онегина». И это не считая писем – выдающееся достижение, великое время в истории России и истории русских литературы и языка.

«Все писатели обладают определенным стилем – он может быть
интересным, узнаваемым и так далее. Мы знаем густой, насыщенный, с большими предложениями, лексическими повторами, «вколачиванием мысли» стиль Толстого. Знаем рваный, психологически неровный стиль Достоевского, окрашенный одесским говорком – Бабеля… Все это чудесно, но для обучения – что в школе, что в университете – важен в первую очередь тот стиль, который представляет собой образец пользования языком. А стиль Пушкина кристально чистый».

Как добавил Дмитрий Романов, дети до сих пор не испытывают серьезных сложностей – если не считать значения устаревших слов – при чтении пушкинских текстов. Именно поэтому на их примере так легко учиться и именно поэтому выдающиеся литераторы последующих эпох ставили Пушкина во главу угла.

Кроме того, убежден Дмитрий Анатольевич, нельзя не принимать во внимание тот факт, что творчество Пушкина и его судьба – неотъемлемая часть нашего культурного кода. Нет ни одного русского человека, который никогда не слышал бы о царскосельском лицее, «Арапе Петра Великого», Дантесе, Михайловском…

«Очень часто именно творчеством и жизнью Пушкина мы «меряем» историю России. В произведении Александра Чудакова «Ложиться мгла на старые ступени» есть прекрасный пример как раз такого отношения. В одной из сцен дед главного героя говорит зятю-историку: «Пугачёвский бунт мы представляем по «Капитанской дочке». И появись ещё куча исследований — уточняющих, опровергающих, — пугачёвщина в сознании нации навсегда останется такою, какой изображена в этой повестушке». И это действительно так. Точно также как «Евгений Онегин» определяет наши представления о жизни и нравах первой половины XIX столетия».

Напомним, в канун праздника президент РФ Владимир Путин провел заседание Совета по реализации государственной политики в сфере поддержки русского языка и языков народов России. В нем приняли участие министр просвещения РФ Сергей Кравцов, президент Российского книжного союза Сергей Степашин и другие.

Глава Минпросвещения России, в числе прочего, отметил, что мониторинг выявил потребность школьных библиотек в качественной литературе и намерен решить эту задачу в ближайшие годы.

Автор новости Екатерина Фоменкова