Минобрнауки России совместно с вузами — участниками пилотного проекта по апробации новой модели высшего образования подготовило проект приказа об утверждении перечней специальностей, направлений подготовки и научных специальностей, в соответствии с которыми будет осуществляться реализация образовательных программ по новым уровням образования. Соответствующий документ опубликован на сайте правовой информации. Об этом сообщается на сайте Минобрнауки.
Пилотный проект по апробации новой модели высшего образования будет реализовываться в рамках 113 специальностей и направлений подготовки, из которых 53 — уровень базового высшего образования, 18 — уровень специализированного высшего образования (магистратура), 42 — уровень аспирантуры.
Специальности и направления подготовки, предусмотренные проектом перечня, являются приоритетными и относятся к таким областям образования, как математические и естественные науки, инженерное дело, технологии и технические науки, науки об обществе, образование и педагогические науки.
Проект перечня также устанавливает сроки обучения и квалификации, которые получат выпускники, освоившие образовательные программы по новым уровням высшего образования.
Пилотный проект по апробации новой модели высшего образования реализуется в рамках Указа Президента РФ от 12 мая 2023 года № 343 «О некоторых вопросах совершенствования системы высшего образования».
Указом определены уровни образования, которые будут апробироваться в рамках пилотного проекта:
базовое высшее со сроком обучения 4–6 лет — специализированное высшее образование (реализация программ магистратуры, ординатуры и ассистентуры-стажировки со сроком обучения 1–3 года);
подготовка научных и научно-педагогических кадров в рамках отдельно выделенного уровня профессионального образования — аспирантуры.
В апробации принимают участие шесть ведущих российских вузов:
Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта;
Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет);
Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС»;
Московский педагогический государственный университет;
Санкт-Петербургский горный университет;
Национальный исследовательский Томский государственный университет.
С учетом данных о реализации пилотного проекта будут определены особенности формирования новой национальной системы высшего образования и возможности ее распространения на все вузы Российской Федерации.