10 ноября отмечается забавный и ностальгический праздник – День просмотра черно-белого фильма. Знакомство со старыми картинами позволяет насладиться снятым на пленку изображением без отвлечения на буйство красок и спецэффекты цветного кинематографа. Черно-белые фильмы были длиннее современных блокбастеров и несли большую смысловую нагрузку. Режиссеры вдумчиво и неспешно подходили к съемкам картин — искали подходящую натуру, дотошно отбирали актеров, репетировали и снимали по многу дублей сцен, если того требовал художественный смысл.
Процесс создания черно-белого фильма и полученный результат — неоспоримые свидетельства того, что кино по праву считается одним из видов искусства. Немногие современные режиссеры, операторы и актеры могут передать палитру чувств и создать на экране особую атмосферу, присущую черно-белым фильмам прошлого. В топ-50 лучших кинолент всех времен входят «Огни большого города» с Ч. Чаплиным в главной роли, «Касабланка» с Х. Богартом и И. Бергман, «Гражданин Кейн» режиссера О. Уэллса, «Расемон» А. Куросавы и «Дольче вита» Ф. Феллини. «Римские каникулы» с утонченной Одри Хэпберн, снятые в 1953 г., и «Кто боится Вирджинии Вульф» (1966 г.) с неподражаемой Элизабет Тейлор внесены в реестр фильмов, которые имеют особое культурное, историческое и эстетическое значение.
Отсутствие цвета и спецэффектов в старых фильмах с лихвой компенсируется цепляющими диалогами актеров и подчас неожиданным развитием сюжета. Черно-белое кино — это мир полутонов, недосказанности и визуальной безупречности. В нем присутствует такое количество красок и эмоций, которое не всегда встретишь в цветных фильмах. Все сцены в черно-белых лентах снимались как подвижные картины. В каждом кадре соблюдены все законы композиции, присущие изобразительному искусству. Но в отличие от художников, постановщики и кинооператоры черно-белого кино соблюдали законы композиции в движении.
К монохромному изображению режиссеры часто прибегают при съемках исторических кинолент и документальных картин. Своей популярности у публики и профессиональным наградам такие шедевры, как «Список Шиндлера», «Доброй ночи и удачи» и «Эд Вуд», обязаны не в последнюю очередь черно-белому видеоряду. Этот ретроспективный прием помогает достичь нужного психологического эффекта и сконцентрировать внимание зрителя на идее повествования. Монохромные картины по глубине смысла и образности не уступают цветным. Для просмотра старых фильмов нужно запастись терпением — множество статичных сцен и неспешное развитие сюжета в состоянии осилить не каждый зритель. Поэтому только настоящие ценители киноискусства отмечают 10 ноября День просмотра черно-белого кино.
Источник: https://kakoj-segodnja-prazdnik.com