Этот день в истории: Зарегистрирована торговая марка "Эскалатор" - Новости Новомосковска - самые свежие и актуальные новости

Этот день в истории: Зарегистрирована торговая марка «Эскалатор»

29 мая 1900 года американская компания «Отис», одна из старейших и крупнейших компаний-производителей подъемного оборудования, зарегистрировала свою новую торговую марку «Эскалатор». Незадолго до этого компания представила первый в мире эскалатор, подъемно-транспортную машину, на международной выставке в Париже.

Патент на производство устройства «эскалатор» был получен еще в марте 1892 года изобретателем Ж. Рено. Четыре года спустя он продемонстрировал свое изобретение в парке Кони-Айленда. Аттракцион посетили 75 тысяч человек: они поднимались до уровня второго этажа, сидя на скамеечках. Вскоре компания «Отис» выкупила у Рено патент и начала именно производство и применение эскалаторов в жизни.

Первым установил эскалатор нью-йоркский универмаг «Фредерик Лезер». Рекламные буклеты обещали доставлять посетителей на второй этаж «всего за каких-то 26 секунд».

«Эскалатор» (от лат. scala — лестница, и elevator — поднимающий) в переводе с английского означает «транспортную машину, которая может осуществлять подъем любого груза на высоту». Это наклоненная лестница с движущимися ступенями, позволяющая людям или любому грузу перемещаться с одного уровня здания на другой. Эскалатор имеет наклон в диапазоне 30-35° к горизонту лестницы.

Уже до первой мировой войны новинкой охотно пользовались крупные универсальные магазины США, Франции, Англии. А в 1911 году первые эскалаторы были установлены в метрополитене на Лондонской линии Пикадилли.

Постепенно любая такая автоматическая лестница стала называться людьми «эскалатором» уже не как торговая марка, а как название самого изделия. Такая же история произошла и с Ксероксом. Сначала это было фирменное наименование копировального аппарата, а в дальнейшем стало названием всех копировальных устройств даже совсем других марок.

Слово «эскалатор» использовалось компанией «Отис» как торговая марка до начала 1950-х годов, когда патентное ведомство Соединенных Штатов Америки постановило употреблять его как общий термин для обозначения всех движущихся лестниц.

Свое широкое применение во многих городах мира эскалаторы нашли на станциях метрополитена, в крупных торговых центрах, на вокзалах, аэропортах, в подземных переходах, на промышленных производствах.

В основном эскалаторы выпускаются двух видов: тоннельные и поэтажные. Первые используются в местах с глубоким заложением, а также на сложных производствах. Вторые можно встретить в метро, в торговых комплексах, на вокзалах. К ним всегда имеется свободный доступ.

В России об эскалаторах впервые задумались в 1932 году, когда стало ясно, что первая линия строящегося Московского метро пройдет на глубине от 10 до 30 м. Как доставлять пассажиров к поездам на такую глубину? Решением проблемы стал эскалатор. Он не требовал сооружений запасных пешеходных лестниц, ибо он сам по себе — лестница. Это значительно сокращало объем строительных работ.

При всех своих достоинствах эскалатор имел в глазах строителей метрополитена один серьезный недостаток: никто не знал, как его нужно строить. Переговоры о поставках эскалаторов с Лондонским отделением «Отис» оказались безрезультатными: за поставку эскалаторов для первой очереди Московского метро компания запросила непомерную для того времени цену — 4 млн рублей золотом. Тогда Сталин дал судьбоносную команду — ориентироваться на собственные силы, что и стало толчком развития отечественного эскалаторостроения.

Сегодня в производстве эскалаторов, как и во многих технических отраслях, применяются новейшие технологии и инновационные идеи, направленные на повышение безопасности для пассажиров, совершенствование дизайна и технических параметров, таких, например, как долговечность конструкции, применение экологически чистых материалов, понижение уровня шума и вибраций, повышение комфортабельности поездки.

Автор новости Ирина Алмазова