27 августа в России отмечается День российского кино. В этот день в 1919 году был принят Декрет Совета народных комиссаров РСФСР о национализации кинодела в Советской России. С этого времени все частные кинотеатры, студии, прокатные конторы, а также вся фото- и кинематографическая торговля и промышленность перешли в ведение Народного комиссариата просвещения.
«Кино» в переводе с греческого означает «двигаю», «двигаюсь». Родоначальниками кино считают братьев Люмьер, их первый киносеанс прошел в декабре 1895 года в Париже, на бульваре Капуцинов.
Кино – относительно молодой вид искусства, но по влиянию, популярности и массовости ничто с ним не может соперничать. Мы имеем все основания гордиться российским кино. Наш кинематограф имеет славную историю, многие кинофильмы советских времен завоевали любовь не только в России, но и во всем мире, и остаются популярными даже спустя десятилетия.
В России премьера первого фильма состоялась 15 октября 1908 года. Это была лента «Понизовая вольница» режиссера Владимира Ромашкова по мотивам народной песни о Стеньке Разине «Из — за острова на стрежень». Длился первый российский фильм всего 7 минут.
С тех пор кинопроизводство претерпело масштабные изменения: от немого кино до звукового, от черно-белого до цветного. С самого начала кинофильмам придавали очень большое значение в идеологическом воспитании людей. Всем известна ставшая крылатой фраза В. И. Ленина: «Из всех искусств для нас важнейшим является кино».
В 1925 году «Броненосец Потемкин» стал самым первым почти цветным отечественным кинофильмом с раскрашенным на черно-белой пленке вручную красным флагом. Звук в отечественный кинематограф пришел лишь в 1931 году с фильмом «Путевка в жизнь» Николая Экка.
Любимый многими поколениями фильм «Чапаев» братьев Васильевых был снят в 1934 году. На I Международном Московском кинофестивале в 1935 году, председателем жюри которого был Сергей Эйзенштейн, создатели «Чапаева» получили первую премию.
Недавний ученик и ассистент Сергея Эйзенштейна – Григорий Александров («Веселые ребята», «Цирк», «Волга-Волга») стал официальным королем комедии 1930-х, а его жена Любовь Орлова – главной звездой экрана.
Великая Отечественная война (1941-1945) резко изменила тематический и жанровый спектр российского кино. После пилотных короткометражек «Боевых сборников» появились полнометражные фильмы о войне.
«Оттепельная» либерализация кремлевского курса второй половины 1950-х (после смерти Сталина) вызвала резкое увеличение фильмопроизводства и приток режиссерско-актерских дебютов. Заметной фигурой стал Григорий Чухрай («Сорок первый», «Баллада о солдате», «Чистое небо»). Шедевр режиссера Михаила Калатозова и оператора Сергея Урусевского «Летят журавли» завоевал «Золотую Пальмовую ветвь» Каннского фестиваля.
«Оттепель» позволила выйти на экраны не только артхаусным фильмам Андрея Тарковского («Иваново детство»), Глеба Панфилова («В огне брода нет») и Ларисы Шепитько («Крылья»), но и подарила зрителям удовольствие настоящего развлечения в комедиях Леонида Гайдая («Операция «Ы», «Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука»), Эльдара Рязанова («Берегись автомобиля!») и Георгия Данелии («Я шагаю по Москве»).
В 1970-1980-е годы были сняты такие шедевры – «Зеркало» и «Сталкер» Андрея Тарковского, «Парад планет» Вадима Абдрашитова, «Мой друг Иван Лапшин» Алексея Германа, «Печки-лавочки» и «Калина красная» Василия Шукшина, «Начало» и «Прошу слова» Глеба Панфилова, «Военно-полевой роман» Петра Тодоровского и многие другие.
Посещаемость кинозалов в России была одной из самых высоких в мире. Десятки миллионов зрителей смотрели комедии Леонида Гайдая («12 стульев», «Иван Васильевич меняет профессию»), Георгия Данелии («Афоня», «Мимино»), Эльдара Рязанова («Ирония судьбы», «Служебный роман», «Вокзал для двоих»), зрелищные ленты Владимира Мотыля («Белое солнце пустыни») и Александра Митты («Экипаж»). Абсолютными рекордсменами проката тех лет стали мелодрама Владимира Меньшова «Москва слезам не верит», завоевавшая «Оскар», и боевик «Пираты ХХ века» Бориса Дурова.
Советские и российские кинематографисты получили широкое международное признание. Лауреатами престижной премии «Оскар» стали шесть советских/российских кинолент: в 1943 году – документальный фильм Леонида Варламова и Ильи Копалина «Разгром немецких войск под Москвой»; в 1969 году – «Война и мир» Сергея Бондарчука; в 1976 году – «Дерсу Узала» Акиры Куросавы (совместное производство СССР и Японии); в 1981 году – «Москва слезам не верит» Владимира Меньшова; в 1995 году – «Утомленные солнцем» Никиты Михалкова; в 2000 году – анимационный фильм Александра Петрова «Старик и море».
В настоящее время мы все являемся свидетелями возрождения нашего кинематографа, постепенно преодолеваются последствия системного кризиса, в котором он оказался в конце 80- х начале 90- х годов прошлого века. О преодолении кризисной ситуации, свидетельствует все большее количество произведений высочайшего качества, авторами которых являются как признанные мастера российского кино, так и новые талантливые кинематографисты.