С Петра I начался очередной период в истории благотворительности: последовательное проведение в жизнь государственного призрения, влияние на частное и земско-приходское призрение со стороны властей. Если до этого времени государственная благотворительность не препятствовала ни личной инициативе, ни земской помощи, а восполняла и корректировала их, то при Петре I государство считало нужным размежеваться с личной благотворительностью и земским призрением, отвести для них строго определенное место и тем самым поставить их в строгие рамки. Система государственного призрения, сформулированная Петром, сводилась к следующему – признание за государством права создавать в области призрения обязательные нормы и требовать их исполнения; полное осуждение нищенства и запрещение его; воспрещение раздачи милостыни профессиональным нищим; разбор и расследование дела по каждому нищему.
Еще в 1691 году Петр приказал высылать из Москвы пришлых нищих, особенно тех, кто «работает» под увечных: «А буде те люди… впредь объявятся… в том же нищенском образе и притворном лукавстве… учинить жестокое наказание, бить кнутом и ссылать в ссылку в дальние сибирские города». Указ, по-видимому, не всегда точно приводился в исполнение, так как в 1705 году вышел новый указ, по которому нищих отлавливали, а их деньги брали себе «поимщики». Самих же нищих предписывалось приводить и «чинить их наказанье, и всякого чина людям заказывать, чтоб тем бродящим милостыни никто не давал, а кто хочет милостыню подавать, пусть подает в богадельни. А кто не послушается и будет подавать милостыню бродящим нищим, таких хватать, приводить в Монастырский приказ и брать с них пеню по указу». В ноябре 1717 года Петр I издал указ о запрещении появления нищих на улицах. В 1724 году для борьбы с нищенством решено было провести перепись всех бедных, распределив призреваемых между «праздно живущими» монахами. При преемниках Петра все дело замерло и только издавалось множество указов о запрещении нищенствования, которые на практике оказывались неэффективными. Лишь при Екатерине II была проведена следующая государственная реформа организации призрения.