Этот день в истории: Начато строительство крейсера "Аврора" - Новости Новомосковска - самые свежие и актуальные новости

Этот день в истории: Начато строительство крейсера «Аврора»

Имя «Аврора» (в древнеримской мифологии богиня утренней зари) крейсер получил в честь фрегата, защищавшего Петропавловск-Камчатский во время Крымской войны 1853-1856 годов.

Крейсер «Аврора» был заложен в Санкт-Петербурге на судостроительной верфи «Новое адмиралтейство» 4 июня (23 мая по ст. ст.) 1897 года, спущен на воду 24 мая (11 мая по ст. ст.), по другим источникам 11 мая (28 апреля по ст. ст.) 1900 года, вступил в строй боевых кораблей флота России 29 июля (16 июля по ст. ст.) 1903 года.

Строительство корабля было осуществлено по проекту Константина Михайловича Токаревского. «Аврора» после завершения строительства должна была быть кораблем, которому нет равных.

При его строительстве была использована сталь Александровского (ныне ПАО «Пролетарский завод») и Ижорского заводов, которая по своему механическому и химическому составу на то время была одной из лучших в мире.

Энергетическая система «Авроры» состояла из трёх паровых машин тройного расширения мощностью 11 610 лошадиных сил, изготовленных на Франко-Русском заводе. Кроме них, Балтийским заводом были поставлены 24 водотрубных паровых котла угольного отопления.

На корабле была электрифицирована система освещения. При помощи электричества приводились в действие водоотливные турбины, вентиляторы корабельных помещений, котельные и машинные отделения. «Аврора» стала одним из первых кораблей, на которых установили беспроволочный телеграф. Кроме того, на судне имелась своя телефонная сеть.

Корабль имел водоизмещение 6731 тонну (в 1917 году — 7600 тонн, ныне — 5760 тонн, длину 126,8 метра, ширину 16,8 метра, осадку 6,5 метра (ныне 5,6 метра), скорость 20 узлов (37,2 км/ч), дальность плавания полным ходом 1440 миль.

Вооружение крейсера на 1903 год состояло из восьми 152-миллиметровых орудий, двадцати четырех 75-миллиметровых орудий, восьми 37-миллиметровых орудий, двух 63,5-миллиметровых десантных пушек, трех торпедных аппаратов и 150 мин (в последующем корабль неоднократно перевооружался). Экипаж состоял из 578 человек.

Крейсер предназначался для ведения разведки, уничтожения торговых судов неприятеля, прикрытия линейных кораблей от атак вражеских миноносцев, для несения дозорной службы.

В период русско-японской войны 1904-1905 годов крейсер принял боевое крещение в Цусимском сражении. Вернувшись на Балтийское море, он долго плавал как учебный корабль, на котором проходили практику гардемарины Морского корпуса. В период Первой мировой войны принимал активное участие в боевых действиях на Балтийском море.

В 1917 году экипаж «Авроры» активно участвовал в февральских и октябрьских революционных событиях, а также последовавших за ними гражданской войне и отражении иностранной интервенции. 25 октября 1917 года «Аврора» по сигнальной ракете открыл огонь по Зимнему дворцу.

В 1922-1923 годах крейсер был введен в строй и стал учебным кораблем, на котором до 1940 года проходили корабельную практику курсанты военно-морских училищ.

В ходе Великой Отечественной войны во время ленинградской блокады «Аврора» стоял у стены в порту Ораниенбаума (ныне г. Ломоносов) и подвергался фашистским обстрелам и бомбардировкам.

В 1948 году крейсер был пришвартован у Петроградской набережной Ленинграда и до 1956 года использовался в качестве учебной базы Ленинградского нахимовского училища. Впоследствии его превратили в корабль-музей. По сегодняшний день крейсер является филиалом Центрального военно-морского музея.

Автор новости Зинаида Апрельская