Этот день в истории: На линкоре «Императрица Мария» взорвался пороховой погреб из рубрики Общество - Новости Тульской области - самые свежие и актуальные новости

Этот день в истории: На линкоре «Императрица Мария» взорвался пороховой погреб

В Севастополе на линкоре «Императрица Мария» (Флагманский корабль Черноморского флота – на ней держал флаг вице-адмирал Александр Васильевич Колчак, принявший командование флотом летом 1916-го) произошёл взрыв порохового погреба. Колчак лично руководил операцией по спасению моряков. Корабль затонул. Черноморский флот в разгаре войны лишился современного линкора.

Свое название корабль получил по имени императрицы Марии, супруги императора Александра III, в память о флагманском парусном линейном корабле адмирала П.С. Нахимова.

Линкор «Императрица Мария» – первый из серии «русских дредноутов», заложенных перед Первой мировой войной по проектам известных корабельных инженеров А.Н. Крылова и И.Г. Бубнова на черноморских верфях в Николаеве. Он вступил в строй в июле 1915 года.

Водоизмещение новых русских линейных кораблей доходило до 24 000 т, длина составляла 168 м, ширина – 27 м, осадка – 8 м. Мощность паровых турбин равнялась 26 500 л.с., скорость хода – до 24 узлов. Толщина брони палуб, бортов, артиллерийских башен, боевой рубки доходила до 280 мм. Вооружение представляла артиллерия главного калибра (двенадцать 305-миллиметровых орудий в четырех трехорудийных башнях) и артиллерия среднего, противоминного калибра (двадцать 130-миллиметровых казематных пушек). Корабль имел 12 зенитных орудий и четыре подводных торпедных аппарата, мог брать на борт два гидросамолета. Экипаж линкора состоял из 1200 человек.

В 6:15 утра мощный взрыв потряс Севастополь, разбудив его жителей. Над одним из крупнейших кораблей, находившихся в бухте, взметнулся столб пламени и чёрного дыма высотой около 300 метров. Это оказался новейший линейный корабль-дредноут «Императрица Мария». Ударная волна сбросила за борт матросов, сорвала переднюю дымовую трубу и надстройку, а также полностью разрушила участок палубы. Причиной катастрофы стал детонационный взрыв артиллерийского погреба.

Крики сотен людей смешивались с тревожными гудками соседних судов. Горящие обломки и пороховые заряды, падая на палубу, провоцировали новые возгорания. Вскоре вспыхнула вторая башня главного калибра, в погребах которой находились десятки тонн пороха, готовые в любой момент взорваться. Охваченные пламенем люди в отчаянии пытались спастись, однако экипаж немедленно приступил к борьбе с огнём. Один из моряков, осознавая смертельную опасность, открыл клапан затопления погребов второй башни, предотвратив ещё более масштабную катастрофу. В машинных отделениях кочегары и механики, не покидая постов, усиливали подачу воды в пожарную систему и обеспечивали работу насосов. Палубу покрыли пожарные рукава, из которых мощные струи воды обрушились на очаги возгорания. 

Однако в отсеках оставались неразорвавшиеся снаряды среднего калибра, которые, нагреваясь от высокой температуры, начали детонировать, унося жизни тех, кто продолжал бороться с огнём. Моряки, направлявшие воду в эпицентр пожара, оставались на своих позициях, несмотря на смертельную опасность. К борту аварийного корабля подошли пожарные катера, рискуя разделить его судьбу в случае новых взрывов. 

На палубу «Императрицы Марии» поднялся вновь назначенный командующий Черноморским флотом адмирал Колчак. Стоя под ливнем раскалённых осколков, он отдал приказ отбуксировать от горящего линкора «Екатерину Вторую». 

В этот момент все — матросы, офицеры, кочегары, объединённые общей бедой, — действовали сообща, без различия чинов и званий. 

Несмотря на разрушения, корабль сохранял плавучесть: крен отсутствовал, вода не проникала в отсеки, что свидетельствовало о высокой живучести судна. Казалось, экипаж близок к победе над стихией — основные очаги пожара были локализованы, остаточные взрывы снарядов уже не представляли серьёзной угрозы. 

Однако в нижних отсеках оставалась скрытая опасность. Перегревшиеся переборки нагрели боевые части торпед, хранившихся под палубой. Спустя 40 минут после начала катастрофы произошёл новый, ещё более мощный взрыв. Носовая часть корабля быстро заполнилась водой, «Императрица Мария» получила сильный крен на правый борт, перевернулась и затонула. 

Для спасения оставшихся в живых были вызваны водолазы, но технические средства того времени не позволяли провести операцию по резке корпуса. Изнутри корабля доносились стуки — это были моряки, оставшиеся в машинных отсеках до последнего момента и обеспечивавшие работу систем даже в критической ситуации. 

Вместе с кораблем погибли: инженер-механик (офицер), два кондуктора (старшины) и 149 человек нижних чинов – так сказано в официальных сообщениях. Вскоре от ранений и ожогов скончались еще 64 человека. Всего жертвами катастрофы оказались более 300 человек. Десятки людей после взрыва и пожара на «Императрице Марии» стали калеками. Их могло оказаться намного больше, если бы в момент взрыва, произошедшего в носовой башне линкора, его экипаж не стоял на молитве в корме корабля. Многие офицеры и сверхсрочники находились в береговом увольнении до утреннего подъема флага – и это спасло им жизнь.

Во время расследования причин взрыва, комиссия остановилась на трех наиболее достоверных: самовозгорание пороха заряда; небрежность в обращении с огнем или с самим порохом; злой умысел.

Комиссии по расследованию событий не удалось выяснить причины взрыва.

Первые работы по подъему «Императрицы Марии» начали еще в 1916-м, но Гражданская война не позволили завершить их и продолжить расследование. В 1918 году корпус подняли и отбуксировали в док. Его перевернули, осушили, выгрузили боеприпасы и сняли вооружение. Советская власть планировала восстановить линкор, но денег таких не нашлось, и в 1927 году останки судна продали на металлолом.

Автор новости Мария Лопухина