В этот день 5 августа мир увидел первый прототип современного регулирующего устройства. Произошло это в Кливленде (США). На перекрёстке 105-й улицы и авеню Эвклида появились четыре электрические автоматические регулирующие устройства конструкции Джеймса Хога. Он же создал первую в мире компанию, специализировавшуюся на производстве светофоров. Отличительной особенностью данных светофоров являлось наличие фонарей двух цветов: зеленого и красного, а также издание звукового сигнала в момент переключения света. Система управлялась полицейским, сидящим в стеклянной будке на перекрёстке.
Впрочем, светофор Джеймса Хога не был первым в своем роде. До американского инженера подобную аппаратуру создал Лестер Вайр, тоже гражданин США. Его вариант искусственного постового также работал от электрической сети, имел два световых сигнала — соответственно зеленого и красного цветов, но, правда, без звука. Это устройство вполне могло украсить американские улицы вместо появившегося два года спустя «музыкального» светофора, однако сей проект не получил, к сожалению, патента.
Но первый светофор был изобретен в XIX веке, а именно в 1868 году инженером Джоном Пик Найтом. Он совсем не походил ни на первые электрические регулировочные аппараты, ни тем более на современные. Внешний вид светофора XIX-го века очень напоминал семафор, выполняющего аналогичную функцию на железнодорожных путях. Ему было свойственно ручное управление, а представлял светофор собой набор из двух семафорных стрелок: горизонтальная говорила о необходимости остановиться, расположенная под углом в 45º — о возможности перемещения. Ночной вариант отличался тем, что стрелки сменялись газовыми фонарями красного (остановка) и зеленого (перемещение) цветов. 2 января 1869 года газовый фонарь светофора взорвался, ранив управляющего светофором полицейского.
Так начиналась светофорная эра. Уличный семафор Джона Найта у Вестминстера. Illustrated Times, 16 января 1869 года.
Первый регулировщик управлялся человеком (полицейским), поочередно поднимающего семафорные стрелки: горизонтально поднятые означали сигнал «стоп», а опущенные под углом в 45° – осторожное движение. И стоило полицейскому отлучиться на минуту, на дороге начинался хаос.
В 1920 году появились трехцветные устройства, регулирующие движение на дорогах — опять же в Америке, на этот раз в Детройте и Нью-Йорке. Авторами изобретения выступили два ученых — Уильям Потте и Джон Ф.Харрис.
Со временем устройства стали популярны в разных городах Америки и Европы.
Если говорить о нашей стране, то самым первым городом, который обзавелся подобным устройством, стал Ленинград.
Светофор установили в январе 1930 года на пересечении проспектов Невского и Литейного — тогда 25 Октября и Володарского. В декабре этого же года автоматический регулировщик установили на углу Петровки и Кузнецкого моста в Москве. Третьим городом России, где начал работать светофор, стал Ростов-на-Дону.
15 января 1930 года в тогдашнем Ленинграде, на пересечении проспектов 25 Октября и Володарского (на данный момент — Невский и Литейный проспекты) появился первый в Советском Союзе технический регулировщик. Установка технического регулировщика была признана удачным решением, а потому к 1939 году на улицах и проспектах Ленинграда уже работало 100 светофоров.
Светофор (от рус. свет и греч. φορός — «несущий») — это устройство оптической сигнализации, предназначенное для регулирования движения механических транспортных средств, а также людей на пешеходных переходах и иных участников дорожного движения. Применяется светофор также и на железных дорогах, в судоходстве и мореходстве.
В России сегодняшний праздник активно используется сотрудниками ГИБДД, работниками образовательных учреждений и активистами общественных организаций как еще один повод напомнить всем участникам дорожного движения, и в первую очередь — детям, о необходимости строго соблюдать требования правил дорожного движения, ведь ценой самой незначительной ошибки на проезжей части может стать жизнь человека.