12 декабря 1939 года у берегов Японии затонул пароход «Индигирка».
8 декабря из бухты Нагаева во Владивосток под командованием капитана Николая Лаврентьевича Лапшина вышел пароход «Индигирка», принадлежавший «Дальстрою». Этот рейс был последним в навигации 1939 года.
На борту парохода официально находилось 39 членов экипажа и 1134 пассажира – промысловые рабочие и члены их семей, заключенные и освобожденные из-под стражи по амнистии. Перегруженное судно в проливе Лаперуза попало в одиннадцатибалльный шторм. В ночь с 11 на 12 декабря, заступивший на вахту второй помощник капитана ошибочно принял огни на мысе Соя-Мисаки на острове Хоккайдо за огонь маяка на Камне Опасности, в результате чего «Индигирка» на полном ходу наскочила на риф Тодо у северного берега Хоккайдо. Судно получило пробоину по всей длине корпуса. Удары волн и ветра перебросили его через риф, опрокинув на борт, и выбросили на прибрежную отмель.
Большинство людей сразу же оказались в ледяной воде. Вышли из строя механизмы, погас свет, оборвалась связь. С большим трудом несколько человек смогли добраться до рыбацкой деревушки, откуда японские рыбаки сообщили о катастрофе в порт Вакканай. Три японских судна приступили к спасательным работам. Японские экипажи в течение нескольких часов прилагали все усилия, чтобы спасти людей. В результате к 13 часам в безопасное место были доставлены 402 человека, их посадили на пароход «Карафуто-Мару» и 14 декабря они были отправлены в Отару. Из Отару пострадавших отправили на пароходе «Ильич» во Владивосток.
По данным японских газет было спасено 430 человек, в том числе 35 женщин и 22 ребенка. 741 человек погиб, в основном это были заключенные. Гибель парохода «Индигирка» — одна из самых трагических катастроф в мировой истории кораблекрушений. Однако пребывание на его борту заключенных сделало это событие малоизвестным. В Японии же местные жители ежегодно отмечали 12 декабря как день памяти погибших. В 1970 году там было создано Общество по сооружению памятника погибшим при кораблекрушении судна «Индигирка», а 12 октября 1971 года состоялось открытие монумента. По задумке японского архитектора И. Кендзи, пьедестал выполнен из серого дальневосточного гранита. Сам памятник представляет собой пятиметровую металлическую скульптуру в виде трех взявшихся за руки стилизованных фигур, защищающих человеческую жизнь.